С чего начать обучение игре на гитаре взрослому самоучке

Гитарная музыка звучит захватывающе во всех стилях и направлениях на самых разных типах гитар. Как говорится, всё такое вкусное. То есть вопрос не только в том, как сделать первый шаг, но и куда.

Для взрослого самоучки начать обучение игре на гитаре логично с общих навыков, необходимых всем гитаристам. То есть для любого стиля, направления и типа гитары. Сюда входят базовые технические навыки, понимание музыкальной фактуры, развитие музыкальной памяти, подбор учебного репертуара и даже выбор первой гитары.

Такой вывод я сделал, когда решил, что пора осуществить свою давнюю мечту научиться играть на гитаре. Разумеется, передо мной встал естественный вопрос, с чего начать обучение. В тот момент я осознал, что даже не понимаю, чего именно я хочу.

Оказалось, что это и есть та проблема, в которую упирается большинство желающих научиться играть на гитаре во взрослом возрасте. Не сталкиваются с ней только дети, которых родители отдают учиться в ДМШ. Там всегда преподают только классическую гитару и по устоявшейся программе. А решения за ученика принимают компетентные преподаватели.

Начинающие взрослые самоучки, как правило, лишены такой роскоши. В результате этого они легко впадают в растерянность и постоянно откладывают начало занятий. Иногда новички точно знают, что и на какой гитаре они хотят научиться играть. Но их — меньшинство. Как выясняется, большинство остальных даже не представляет, что гитары бывают разные.

Чему вы хотите научиться на гитаре?

Независимо от стиля и направления, речь в любом случае идёт о красивой музыке. Значит, не будет ошибкой начать с изучения неотъемлемых основ любой красивой музыки. К их числу можно бесспорно отнести мелодию, ритм и красивый звук.

Чтобы дальше всё было ясно, давайте определимся с отправными понятиями. Красивая музыка в чистом виде, это то, у чего есть слушатель. Проще говоря, это то, что вы будете слушать ушами, не занимаясь больше ни чем. То есть ни фоном за рулём, ни в спортзале, ни рисуя презентацию для шефа и т.п. Здесь важно отметить, что и мелодия и ритм и красивый звук составляют музыку только вместе. Если что-то одно убрать, то музыка в чистом виде исчезнет.

Представьте штатив для камеры. Нельзя убрать одну ногу, не подперев его чем-то другим. Иначе конструкция просто упадёт.

Из чего состоит красивая гитарная музыка?

Сделанное выше утверждение легко проверить. Что будет, если убрать из музыки линию мелодии? Неважно даже, исполняется она на инструменте или вокально. Останется аккомпанемент, который воспринимается только фоном к чему-то ещё, но не сам по себе.

Вот несколько простых примеров для большей наглядности. Как долго вы сможете слушать аккорды песни «Пачка сигарет» без самой песни? Или слушать турецкий барабан, не видя танца живота, который, по сути, заменяет мелодию. А как часто вы выделяете хотя бы час времени, чтобы насладиться музыкой риверданса? Не на живом концерте с толпой ногастых красоток, а закрыв глаза в аудиофильских наушниках.

Почему вальс, менуэт, танго и даже марш на гитаре — это самостоятельные произведения? В то же время для фламенко тангос или булериас нужно зрелище, вокал или танец. Потому что их отличает наличие или отсутствие мелодии внутри самой музыкальной композиции.

Аналогично и с другими компонентами музыки. Что будет, если гитарист играет красиво, попадает в ритм, и вдруг случайно сфальшивил? Никто не обратит на это внимания. А если попадание в ноты и ритм идеальное, но звук некрасивый? Такую музыку мало кто будет слушать. И наконец, что если звук красивый, ноты точные, но гитарист всё время сбивается с ритма? Это тоже сильно раздражает слушателей.

Таким образом, любому начинающему гитаристу нужно:

  • учиться строить мелодические фразы;
  • развивать чувство ритма;
  • понимать принципы красивого звукоизвлечения.

Ниже я более подробно раскрою смысл каждого пункта и расскажу о том, как их реализовать.

Зачем гитаристу нужно развитое чувство ритма?

Хотя главной в музыке и является мелодическая линия, но строится она всегда на ритме. Ритм — это основа и фундамент музыки.

Для большей наглядности приведу аналогию со зданием. Любое здание можно менять как угодно. Надстроить, уменьшить, реконструировать, изменить интерьер, заменить окна и сантехнику, перекрасить. Но всё это происходит на невидимом, но неизменном фундаменте. Можно даже совсем снести здание и на этом же фундаменте построить совершенно новое. Но основа будет та же самая.

Аналогично любую мелодию можно сыграть в разных тембрах и темпах или перенести в другую тональность. Но при сохранении неизменного ритма это будет та же самая легко узнаваемая мелодия. Если же в одинаковой последовательности нот и интервалов изменить ритм, то получатся разные мелодии. Вот простой пример (верхняя строка — ритмический рисунок).

Это нисходящая гамма «Соль мажор».

Гамма "Соль мажор" (нисходящая)
Гамма «Соль мажор» (нисходящая)

А это фрагмент Адажио из балета Чайковского «Щелкунчик».

Адажио из балета "Щелкунчик" (фрагмент)
Адажио из балета «Щелкунчик» (фрагмент)

Чем можно заменить основные компоненты музыки?

Как мы обсуждали выше, мелодию в музыке можно чем-то заменить, например, движением или картинкой. Музыка при этом превратится в танец, марш, саундтрек к экшену на экране, фон для работы. Важно то, что, перестав быть музыкой в чистом виде, она не исчезнет, а трансформируется. Если же из музыки убрать ритм, она именно исчезнет. То есть не превратится ни во что другое, кроме лишённого смысла набора звуков.

Здесь сама собой напрашивается другая аналогия. Что будет если из стихов убрать вообще всякий ритм, то есть стихотворный размер и рифму? Стихи станут прозой, но благодаря смысловой нагрузке самих слов, останутся литературой. Разрозненные звуки, в отличие от слов, никакой смысловой и художественной нагрузки не несут. Поэтому и мелодия без ритма, то есть организации звуков во времени, не существует.

Проще говоря, ритм можно заменить только другим ритмом. Но это будет уже и другая мелодия.

Начинаем строить с незаменимого фундамента

Итак мы подходим к неожиданному для многих начинающих гитаристов ответу на вопрос из названия статьи. Обучение игре на гитаре, особенно взрослому самоучке, будет очень правильно начинать с развития чувства ритма.

Ритм вообще пронизывает всё мироздание. Природа живёт в определённом ритме. Для нашего организма важен сердечный ритм. Случись у сердца аритмия, человеку становится нехорошо. Любовь бывает ритмичной, а дворник легко сбивает с ритма весь квартал. В автомобиле, вы киваете в такт музыке головой и барабаните ритм пальцами по рулю.

Обратите внимание на детские стихи Остера и взрослые одностишия Вишневского. Ведь они напрочь лишены какой бы то ни было рифмы. И всё равно мы считаем их стихами именно благодаря их ритму.

И ещё один ключевой момент, почему начинать лучше именно с ритмических упражнений. Ваш нулевой технический уровень ещё долго не позволит вам играть хоть сколько-то сложные мелодии. А сложные ритмические упражнения вы сможете выполнять уже очень скоро. При этом одновременно и закладывая правильный фундамент, и чувствуя прогресс в результате усилий. Ведь ваши упражнения будут становиться всё сложнее и сложнее.

Более того, это позволит вам плавно влиться в плотный интенсивный график регулярных занятий. Потому что большинство ритмических упражнений вообще не требуют наличия гитары и специального времени. Проще говоря, во время каждого перекура на работе вы можете вместо лишней палочки здоровья пять минут потопать-похлопать. И вот вам вместо пачки смолы в лёгких полтора часа более полезных занятий каждый день.

Что есть развитое чувство ритма у гитариста?

Но какова в идеале финальная цель занятий ритмическими упражнениями? И можно ли измерить степень развития чувства ритма?

Первый шаг в этом направлении — уметь чувствовать ритм и уверенно воспроизводить его.

Однако любому гитаристу гораздо важнее научиться рождать собственные ритмические пульсации во время исполнения музыки. В противном случае ваш слушатель вряд ли начнёт пританцовывать или напевать под вашу музыку. А это, пожалуй, самое главное мерило того, что вы на правильном пути.

С чего начать обучение на гитаре? С развития чувства ритма.
С чего начать обучение на гитаре? С развития чувства ритма.

Кстати, интересный факт: испанцы очень нервно относятся к неритмичному исполнению их жгучей народной музыки иностранцами. Вы можете сфальшивить, сыграть недостаточно страстно, не выделить музыкальные интонации — к вам отнесутся снисходительно. Но если вы не попали в ритм фламенко — пусть даже звук был идеальным — горе вам.

Где найти ритмические упражнения и как по ним заниматься, мы обсуждаем в отдельной статье. Здесь же необходимо дать небольшое пояснение. Предложенный мной путь вовсе не означает, что вам сначала надо заниматься исключительно развитием чувства ритма. А к собственно музыкальной части занятий приступить только после достижения ритмической нирваны.

Начинать извлекать звуки из струн можно и нужно одновременно с ритмическими упражнениями. Каким образом это совместить я расскажу ниже.

Как гитаристу найти и покорить слушателя?

Помните, мы обсуждали чуть выше, что музыка — это то, у чего есть слушатель. А слушатель появляется, когда вы рассказываете ему что-то важное и значимое именно для него. И не менее важно, чтобы рассказ был связным и внятным. При этом нет никакой разницы, рассказываете вы словами или музыкой. Отсюда опять напрашивается аналогия, на этот раз с человеческой речью.

Устный рассказ — это не монотонный набор текста на одном дыхании без ударений, пауз и акцентов. В интересном рассказе всегда есть интонации, подводки, кульминации, темп и логика повествования. В гитарной музыке всё то же самое.

Представьте, что звуки гитары — это не ноты, а иностранная речь на неизвестном слушателю языке. Не понимая ни слова, он, тем не менее, легко определяет начало и конец предложения. И даже запросто чувствует настроение говорящего или в каком месте надо смеяться.

То есть гитаристу нужно научиться играть так, чтобы его музыка захватывала как интересный рассказ.

Что такое музыкальная фразировка?

Таланты талантами, но этому можно научиться, просто разобравшись в том, что и как происходит. Если дробить устный рассказ на фрагменты, то получится вот такая цепочка. Буква — слово — словосочетание — предложение — абзац — рассказ.

Слово — это минимальная смысловая единица с ударением. Словосочетания содержат несколько слов и имеют более оформленное смысловое содержание. При этом последнее слово в словосочетании обычно выделяется интонацией как опорное или имеющее больший вес. Между ним и словом, открывающим следующее словосочетание, делается отчётливая пауза, выраженная знаком препинания. Жирным шрифтом я для наглядности выделил эти самые опорные слова.

Несколько словосочетаний составляют предложение, которое обладает смысловой, а главное — интонационной законченностью. И окончательно выраженная мысль может иметь форму абзаца, который состоит из нескольких предложений.

Вернёмся к музыке и разберём аналогичные понятия.

  • Буква = Нота
  • Слово = Мотив
  • Словосочетание = Фраза
  • Предложение = Предложение
  • Абзац = Период
  • Знак препинания = Цезура

Не пугайтесь, все эти страшные термины — на будущее, и для тех, кто продолжит учиться серьёзно. Сейчас для начала достаточно усвоить фразу и предложение. Это уже сделает вашу игру осмысленной даже на простых учебных мелодиях самого начального уровня. Чем раньше гитарист начинает мыслить музыкальными фразами, тем быстрее он начинает именно красиво играть. Это не то же самое, что и просто вовремя попадать в нужные ноты.

Кроме прочего, игра на гитаре с фразировкой очень тесно связана с развитием чувства ритма. В устной речи дыхание всегда берётся на фразу или предложение, в зависимости от ситуации. Перед следующей фразой или предложением надо сделать паузу на новый вдох. Научившись брать такое же дыхание на музыкальную фразу, вы начнёте чувствовать пульс произведений. Через дыхание всё ваше тело начинает попадать в ритмические пульсации того, что вы играете.

Как научиться строить мелодические фразы?

Однако вспомним, что тема этой статьи не общие теоретические основы игры на гитаре. Мы обсуждаем вопрос «с чего начать обучение взрослому самоучке». Лично мне начать освоение мелодической фразировки помог вдумчивый подбор учебного репертуара.

На раннем этапе в него очень желательно включить не просто элементарные пьесы самого начального уровня. Лучше всего для этих задач подходят короткие детские песенки. Они не только просты для начала игры на гитаре, но и содержат слова. Ключ к правильному старту — пение этих простых песенок одновременно с дёрганьем струн.

Обратите внимание, что вокальные данные в этом случае не важны. Мы сейчас не учимся петь под гитарный аккомпанемент. Нам нужно использовать тесную связь мелкой моторики пальцев с речевым аппаратом. То есть наша цель — приучить пальцы к плавной связной игре с правильными интонациями. А использовать мы для этого будем речь, для которой такое звучание привычно и естественно. И подстраивать дыхание под мелодические фразы через текстовые мы тоже начнём рефлекторно.

Кроме того, есть ещё один способ связать ритмические упражнения с занятиями мелодической фразировкой. Эти же самые песенки с простыми текстами можно использовать в качестве ритмических упражнений. То есть помимо игры на гитаре их можно просто хлопать со счётом или по слогам.

В примере ниже верхняя линия — это ритмический рисунок, а нижняя — нотная запись мелодии. Для простоты вся пьеса играется на одной открытой струне. В данном случае «АНДРЕЙ — ВОРОБЕЙ,» — это фраза, интонационно отделённая логической запятой. «АНДРЕЙ — ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.» — это предложение, на всю длину которого берётся дыхание.

Учебная пьеса "Андрей-воробей"
Учебная пьеса «Андрей-воробей»

Красивый звук

Чтобы извлекать из гитары красивый звук, надо научиться двум вещам. Во-первых, внимательно слушать то, что играешь сам во время занятий. Практически никто из новичков этого не делает. Потому что всё внимание первое время сосредоточено на попадание пальцами в ноты. Звук получается резкий, некрасиво острый, отрывистый и с дребезгом. А половина нот наоборот глохнет раньше времени. И со временем привычка играть, не слушая самого себя, к сожалению, закрепляется. Надо с самого начала обращать на это внимание и вырабатывать правильные привычки.

Во-вторых, будет полезно регулярно слушать самую разную красивую музыку. Причём важно делать это не фоном к другому занятию, а именно уделить внимание слушанию музыки. Совершенно необязательно каждую неделю посещать симфонический концерт. Одной композиции раз в два-три дня в интернете вполне достаточно. Главное — эти несколько минут внимательно вслушиваться в каждый звук.

В результате таких регулярных усилий очень скоро придёт понимание разницы между плохим и красивым звуком.

Что касается техники качественного звукоизвлечения, лично мне помогли два источника. Книга Джона Тэйлора «Звукоизвлечение на классической гитаре» и мастер-классы известного гитариста и педагога Евгения Финкельштейна. И то и другое легко найти в интернете. И хотя оба источника посвящены классической гитаре, они здорово формируют направление мысли для любого гитариста.

Дело в том, что они учат размышлять, как это работает и почему получается именно так. Для новичка голословное утверждение «потому что так правильно» — это пустой звук. Море вещей и так полностью поглощает его внимание во время овладения новыми навыками. В этот период всё, что не имеет ясной причины, влетев в одно ухо, тут же вылетает из другого. Это пример того, как полезно сразу вдаваться в «физику» процесса, независимо от стиля и направления.

Одна очень полезная привычка для любого гитариста

На мой взгляд, формирование стойкой привычки разбираться в деталях — это самый продуктивный путь к мастерству.

Возьмём, к примеру, постановку рук. Даже держа руки правильно, гитарист совершенно не обязательно будет играть красиво. Потому что есть огромное количество других факторов, которые тоже надо учитывать.

А вот ища способ сыграть красиво, гитарист неминуемо и уже осознанно придёт к тому положению рук, из которого только и можно это сделать. И со всеми сопутствующими факторами автоматически произойдёт то же самое.

Я бы даже выделил это в отдельный подпункт. Начинающему гитаристу самоучке надо приучать себя постоянно думать о том, что и зачем он делает на гитаре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *