6 причин сразу правильно учиться играть на гитаре по нотам

Нужно ли знать ноты, чтобы научиться играть на гитаре?

Я обнаружил, что этот вопрос самоучки задают в несколько раз чаще, чем самый главный вопрос. То есть как вообще научиться играть на гитаре их интересует гораздо меньше.

Почему же знание нот для гитары представляется многим отдельной и гораздо более трудной наукой, чем сама игра на гитаре.

Насколько действительно велики глаза у страха, мы обязательно выясним ближе к концу статьи. В основной же части уделим внимание сразу нескольким причинам, по которым начинающему гитаристу самоучке полезно:

  • выучить ноты;
  • играть на гитаре по нотам;
  • научиться читать ноты для гитары с листа.

Сделаем оговорку, что под игрой на гитаре в этой статье мы подразумеваем исполнение инструментальной музыки. Под это определение попадает всё, в чём мелодия исполняется на гитаре, а не голосом вокалиста. Поэтому касаться пения песен под аккорды на гитаре в рамках этой статьи мы не будем.

Важно отметить, что содержание статьи адресовано, естественно, не профессиональным гитаристам. Они и так изучают нотную грамоту без вариантов в специальных учебных заведениях. Материал предназначен именно для самоучек, которые без преподавателя осваивают так называемое практическое или любительское музицирование. Например, в качестве хобби, отдушины, для общего развития или осуществляя давнюю мечту научиться играть на гитаре.

При этом кто-то не может сформулировать, в каком стиле и направлении он хочет учиться играть. Вплоть до того, что не знает даже на каком типе гитары. А у кого-то, наоборот, есть совершенно конкретный список любимых произведений. И это краеугольный момент.

Почему самоучки на гитаре предпочитают табулатуры

Допустим, вы не собираетесь писать свою музыку для гитары или выступать с концертами. Резонный вопрос, почему бы просто не разучить сразу все любимые произведения по табулатурам для гитары? Сейчас совершенно не проблема найти табы практически всех популярных мелодий. Кроме того, большинство взрослых начинающих гитаристов именно так и видит процесс обучения игре на гитаре. В их представлении конечный результат меняется местами с процессом учёбы. То есть этап технических упражнений, гамм, этюдов, последовательно нарастающих по сложности пьес, просто отсутствует. Об изучении нот речь не идёт тем более.

Начинающие самоучки сразу берут табулатуру любимого, как правило, сложного (поэтому оно и красивое) произведения и… И совершают самую большую и частую ошибку всех начинающих гитаристов. То есть разучивание конкретной композиции представляется обучением игре на гитаре. А это не так. Более того, занимаясь по табулатуре, новичок учится всего лишь дёргать звуки нужной высоты. В лучшем случае он делает это ещё и вовремя, то есть, попадая в ритм. Но на этом — всё. Потому что такой набор звуков не имеет ничего общего с красивой гитарной музыкой.

Далее мы по порядку разберём, почему так выходит, и как нам поможет игра по нотам.

1. Играть на гитаре музыку, а не набор звуков

Чтобы было предельно ясно, в чём разница между этими понятиями, приведу наглядное сравнение. Табулатуры — это как плохой дубляж фильма. Если повезло, вы только теряете точность и красочность оригинальных фраз. Тембр голоса не стыкуется с образом персонажа, а за интонации становится стыдно тому, кто слушает. Однако частенько плохой перевод напрочь лишает происходящее на экране смысла, оставляя зрителя в полном недоумении.

Можно провести и другое, не менее красочное сравнение. Табулатура — это краткое содержание книги или фильма. Вашего ребёнка устроит, если вместо похода в кино вы в двух словах перескажете ему содержание мультфильма? Вот так и вашего слушателя вряд ли устроит набор звуков по табулатуре. Даже если вы играете только для себя в полном одиночестве, кто это слушает? Вы сами — свой любимый и неповторимый слушатель. И занимаясь по табулатурам, вы обкрадываете, прежде всего, себя, причём дважды. Сначала, тратя впустую время на то, что никогда не станет музыкой. А потом, пичкая свои уши тем, что музыкой не является. Может, лучше не обманывать себя и просто слушать хорошую музыку в исполнении настоящих гитаристов?

2. Нотная запись проще табулатуры

Сюрприз?! Как же так? Ведь табулатуры и существуют для того, чтобы было легче читать запись тем, кто не знает нот. В этом всё и дело. Сделаем небольшой экскурс в историю музыки.

Жанровый репертуар западноевропейской инструментальной музыки со специфическими средствами выражения и профессиональным языком сложился примерно к началу XVII века. Не пугайтесь, сейчас переведу на русский.

Процесс формирования жанров, репертуаров для разных инструментов, универсальной системы музыкальной нотации длился несколько веков. Причём в разных странах он шёл своим путём. Придуманный Гвидо Аретинским в XI веке принцип нотной записи стал общепринятым только в XVIII веке. То есть, спустя, практически, 700 лет. Всё это время он существовал параллельно с большим количеством других видов музыкальных нотаций. Естественно, мы не будем подробно останавливаться на каждой, потому что это отдельный научный труд. Для целей этой статьи подойдёт более простой, но не менее наглядный обзор.

Как вы увидите ниже, некоторые табулатуры очень похожи на привычную для нас нотную запись. В основном это относится к сборникам органных произведений. Я связываю это с тем, что и церковные песнопения, для которых Гвидо Аретинский придумал нотную запись, и храмовая органная музыка исполнялись в одной и той же среде. Соответственно, одно оказывало влияние на другое.

Табулатуры же для струнно-щипковых инструментов развивались своим путём. Происходило это в совершенно другой среде бытового музицирования. Очевидно, что влияние на них и на изменения в самих инструментах оказывали совсем другие факторы.

Эволюция нотной записи

Это пример старонемецкой табулатуры из Буксхаймерской органной книги (Buxheimer Orgelbuch), датируемой около 1460 года.

Buxheimer Orgelbuch, ок. 1460 г.
Buxheimer Orgelbuch, ок. 1460 г.

Здесь вы видите похожую на традиционные ноты линейную запись для верхних голосов. При этом нижние голоса ориентируются на буквенный ряд.

А вот пример табулатуры из Органной книги (Tabulature pour le jeu d’orgues) 1531 года французского издателя Пьера Аттеньяна.

Tabulature pour le jeu d'orgues, 1531 г.
Tabulature pour le jeu d’orgues, 1531 г.

Хорошо видно, что внешний вид нот отличается, но принцип похожий.

А вот так запросто органные табулатуры Пьера Аттеньяна переводятся в привычные для нас ноты.

Prelude sur Chacun Ton
Prelude sur Chacun Ton

Специалисты отмечают одну характерную особенность этого сборника. В записи периодически пропадает линия одного из голосов. Связано это то ли с тогдашним несовершенством конструкции самих органов, то ли с недостаточным композиторским мастерством автора, то ли с предположением, что органисты будут сами импровизировать недостающую линию. Однако для нас важно то, что по этой записи можно играть и на самом простом и на максимально укомплектованном органе.

Чтобы понять, почему это так важно, попробуйте сыграть по табулатуре для шестиструнной гитары на укулеле. Или на той же гитаре, но изменив классический строй EBGDAE на любой другой.

Спустя 100 лет, органы вступили в период своего совершенства и расцвета. В 1623 году величайший французский органист своего времени Жан Титлуз выпускает сборник гимнов для органа. Они составлены изначально с учётом всех технических особенностей самых сложных современных трёхклавиатурных органов.

Hymnes de l'eglise..., 1623 г.
Hymnes de l’eglise…, 1623 г.

Обратите внимание, что чем сложнее становится орган, тем более простой и универсальной становится нотная запись. Прочитать её может практически без расшифровки любой современный музыкант во всём мире. Запомните этот момент, к нему мы вернёмся чуть ниже.

Не превзойдённые по сложности и красоте фуги Баха начала XVIII века написаны уже в привычной современной нотации.

J. S. Bach - Ricercare a 6
J. S. Bach — Ricercare a 6

Табулатуры для струнно-щипковых инструментов

Теперь обратимся к струнным инструментам того же периода, таким, как лютня или виуэла. Они были весьма популярны для домашнего и уличного музицирования, но не входили в число инструментов, используемых при богослужении в храмах. Возможно по этой причине линейно-цифровые табулатуры для подобных инструментов не испытывали влияния нотной записи произведений для церковных мероприятий.

Вот пример табулатуры 1529 года того же Пьера Аттеньяна, но не для органа, а для лютни.

Pavane. Pierre Attaignant. 1529 г.
Pavane. Pierre Attaignant. 1529 г.

В какой-то степени лютня стала заложницей собственной популярности в период своего расцвета. Среди только основных типов табулатур для лютни известны французская, испанская, итальянская, неаполитанская и немецкая. Они отличались системой знаков, обозначением струн и порядком ладов.

В XVI-XVII веках существовало огромное количество разновидностей лютни для сольного, ансамблевого исполнения и аккомпанемента. Увеличение количества струн в разных модификациях потребовало ввода в уже имеющиеся табулатуры нескольких строк дополнительных символов над или под основными линейками.

Вспомните, как мы говорили чуть выше об унификации и упрощении нотной записи для усложняющихся органов.

Французская табулатура для 10-тихордовой лютни
Французская табулатура для 10-тихордовой лютни

Не менее сложными были и табулатуры для распространённой в Испании XVI века виуэлы.

Это пример такой табулатуры из книги Мигеля де Фуэнльяна «Orphenica Lyra» 1554 года. Обратите внимание на значки красного цвета, обозначающие вокальную партию.

Orphenica Lyra, 1554 г.
Orphenica Lyra, 1554 г.

Изначально неудачный принцип нотной записи

Очевидно, что в отличие от современной нотной записи, подобный принцип изначально является нерациональным. Например, как относиться к тому, что такие табулатуры без дополнительных значков не передают длительности звуков? Это особенно критично для полифонических инструментов вроде лютни или гитары. Потому что красивое сочетание голосов превращается в гул. А отсутствие ритма превращает музыку в какофонию.

Неизбежно получается, что попытки наполнить простую табулатуру дополнительными пояснениями сильно перегружают и усложняют её. В конце концов, табулатура становится нечитаемым набором символов для тонких ценителей.

Есть ещё один важный момент. Были времена, когда единая система музыкальной нотации в Западной Европе только формировалась. И несколько её типов для разных видов инструментов существовали параллельно, если не изолированно. В тот период у музыкантов зачастую просто не было выбора. Потому что найти другую нотную запись, скажем, для лютни, было просто невозможно. В современном же мире существует устоявшаяся общепринятая система и неслыханная ранее доступность учебных материалов. Поэтому сейчас выбор в пользу табулатур обусловлен, на мой взгляд, исключительно ленью.

Но раз вы дочитали досюда, то ваш интерес обусловлен поиском правильного ответа, а не оправдания своей лени. Специально для вас у меня есть ещё один наглядный довод научиться играть на гитаре по нотам.

Так звучит музыка по нотам:

Мона Лиза
Мона Лиза

А так — по табулатуре:

1 — синий, 2 — голубой, 3 — коричневый, 4 — светло-коричневый, 5 — зелёный, 6 — жёлтый.

Мона Лиза - раскраска
Мона Лиза — раскраска

3. В нотной записи видна структура произведения

Неопытный начинающий гитарист пытается сразу играть каждое новое произведение с первой ноты и до конца. Понимание, что работа над пьесой начинается задолго до извлечения первого звука приходит позже с опытом. Практически всем новичкам самоучкам также невдомёк и то, что разбор произведения проходит по частям. Те, кто учится играть на гитаре по нотам, приходят к пониманию этих базовых вещей быстрее.

Связано это с тем, что гитарная табулатура не даёт представления о форме и структуре произведения. Сравните две записи одного и того же фрагмента.

Табулатура.

Форма произведения в табулатуре
Форма произведения в табулатуре

Всё, что мы видим — где и какие струны зажимать. Здесь не отображены ни фразировка, ни ритм, ни многоголосная фактура. Единственное, что мы можем понять сразу — что это не вальс, потому что размер не 3/4.

Ноты.

Форма произведения в нотах
Форма произведения в нотах

Глядя на эту запись, мы сразу видим:

  • бодрую мажорную тональность;
  • оживлённый восьмушками характер;
  • свинговый ритм;
  • распределение сильных и слабых долей;
  • количество и взаимодействие голосов;
  • деление на музыкальные фразы и т.д.

То есть мы представляем, что это за пьеса и как её играть ещё до того, как дёрнули первую ноту. В отличие от игры по табулатуре это сильно влияет на время и качество работы над каждым новым произведением. Естественно, в лучшую сторону.

Если вы не видите всего перечисленного в нотной записи — начинайте регулярно практиковаться. Навык придёт гораздо быстрее, чем вы думаете. И вас ждёт удивительное и радостное открытие, как резко вырос ваш уровень игры на гитаре.

Как мы уже обсуждали выше, попытки внести все эти дополнительные нюансы в табулатуру делают её значительно сложнее обычной нотной записи. Это пример не самой перегруженной табулатуры. Но даже по нему видно, что лучше сразу научиться играть на гитаре по нотам.

Не самая сложная табулатура
Не самая сложная табулатура

Можно ли совместить всё лучшее от нот и табулатур?

Хочу более подробно остановиться ещё на одном распространённом сейчас среди гитаристов-любителей способе музыкальной нотации. Это комбинированная в две параллельные строки запись одновременно и нотами и табулатурой.

Комбинация ноты + табы
Комбинация ноты + табы

Считается, что играть проще по табулатуре, а ноты дают всю необходимую информацию о строении произведения. Это как бы решает проблему чрезмерно громоздких табулатур. Однако, на мой взгляд, это наоборот гораздо более вредное явление. Особенно для тех, кто только учится играть на гитаре.

Во-первых, если гитарист не знает нот, то ничего они ему не покажут. По-моему, это очевидный абсурд. Потому что когда человеку лень выучить семь нот, разбираться в длительностях, паузах, тональностях, знаках альтерации, размерах и т.д. он не будет тем более.

Во-вторых, наличие подстрочника с табами будет всегда стимулировать гитариста идти по более простому пути. К сожалению, это путь не к мастерству, а к безвозвратно потерянному времени. А если вы, не зная нот, купили платную аранжировку в таком виде, то и деньгам.

4. В гитарных табулатурах не видна фразировка

Построение музыкальных фраз на гитаре уже упоминалось выше, когда мы говорили о структуре произведения в целом. Тем не менее, эта тема заслуживает отдельного внимания.

Наверняка вам не раз приходилось мучительно слушать чью-то монотонную речь. То есть когда человек говорит на одной ноте, без пауз и интонаций. А уж если он при этом растекается мыслью по древу, слушать его становится просто невыносимо.

То же самое, безусловно, происходит и с музыкой.

Подобно человеческой речи, музыка делится на фразы, предложения и законченные мысли. Как и в речи, каждая музыкальная фраза имеет:

  • повышение или понижение интонации (направление мелодии вверх или вниз);
  • изменение громкости (динамические оттенки);
  • паузы (паузы, ритмические остановки, изменение длительности нот).

Знаки препинания в сочетании с заглавными и прописными буквами позволяют нам не запутаться в словах и прочитать текст с выражением. Точно так же и нотная запись показывает нам, как выразительно сложить из музыкальных фраз целое красивое произведение.

Табулатура в данном случае — это сплошной набор слов, который можно прочитать как угодно. Однако скорее всего, начинающий гитарист сделает это совершенно неправильно и некрасиво.

казнить нельзя помиловать
казнить нельзя помиловать

5. Красивый звук на гитаре по нотам

На первый взгляд совершенно непонятно, как красивое звукоизвлечение на гитаре связано с типом музыкальной нотации. Ведь нота «ля» звучит одинаково, независимо от того, как она записана на бумаге.

Тем не менее, связь самая прямая. Потому что дело далеко не всегда только в том, как правильно дёрнуть струну. Чем сложнее произведение, тем чаще гитаристу приходится жертвовать удобством исполнения ради красоты звука.

Даже если вы совсем новичок на гитаре, понять, о чём речь, вам поможет простой эксперимент. Последовательно дёрните:

  • открытую 1-ю струну;
  • 2-ю струну, зажатую на V ладу;
  • 3-ю струну, зажатую на IX ладу;
  • 4-ю струну, зажатую на XIV ладу;
  • 5-ю струну, зажатую на XIX ладу.

Всё это будет одна и та же нота «ми» второй октавы. Однако вслушайтесь внимательно, как меняется её тембр в зависимости от струны и лада. В каких случаях это становится важным?

Например, бывает так, что в гаммообразном пассаже все ноты, кроме одной, идут на зажатых струнах. И единственная нота, которая просто таки просится на открытую струну, режет ухо, выделяясь по тембру.

Практически ни один начинающий гитарист, особенно самоучка, не обратит на это никакого внимания. Опытный же исполнитель перенесёт такой пассаж в другую позицию.

Ещё пример, когда после смены гармонии некоторые открытые струны продолжают звучать с предыдущего аккорда. Или гитара с богатыми обертонами начинает резонировать в неподходящий момент. Возникает некрасивый паразитный шум, создающий ощущение мусора и неопрятного исполнения. Опять же ни один новичок этого просто не заметит. А грамотный гитарист найдёт другую позицию, где этого не происходит.

При чём же здесь выбор между нотами и табулатурой? Да при том, что в нотной записи указана нота определённой высоты. В каком месте грифа её взять — вопрос исключительно на усмотрение гитариста. А табулатура однозначно указывает, что зажать надо конкретную струну на определённом ладу. Таким образом, даже если вы слышите, что звучит некрасиво, сделать всё равно ничего не можете.

6. Не лишайте сами себя огромных возможностей

Классическая программа обучения игре на гитаре содержит не только этюды, гаммы и прочую «скукоту». Независимо от формы обучения, из неё стоит взять в регулярную практику два замечательных приёма.

Во-первых, чтение с листа специально подобранных не сложных коротких пьес. Во-вторых, саморазбор пьес, соответствующих техническому уровню гитариста.

Чтение пьес с листа на гитаре

В чём суть первого приёма? На каждом занятии ученик играет с листа короткую пьесу, буквально из двух-трёх строк. Она должна быть на одну-две ступеньки проще, чем позволяет текущий технический уровень гитариста.

Одна пьеса исполняется только один раз. То есть без подробного разбора и отработки положенного темпа и динамики. При этом темп нужен такой, чтобы сыграть максимально ровно с минимумом ошибок. На следующем занятии так же один раз играется другая пьеса.

Это упражнение развивает и закрепляет:

  • знание нот;
  • навык уверенного чтения нотного текста;
  • навык слепой игры, не глядя на гриф;
  • чувство положения струн и пальцев в пространстве;
  • знание расположения нот на грифе.

Игра по табам, которые указывают, куда конкретно ткнуть пальцем на грифе, не развивает даже половины этих навыков.

Саморазбор пьес на гитаре

Это уже серьёзная вдумчивая работа над произведением от начала до конца. Практикуя регулярный саморазбор по нотам, вы идёте к глубокому пониманию гитарной музыки.

Постепенно и неуклонно вы начинаете видеть и понимать:

  • форму, строение и характер произведений;
  • места расстановки акцентов или, наоборот, пауз;
  • интонации и дыхание каждой фразы;
  • кульминацию всей композиции;
  • линию каждого голоса и их взаимодействие в полифонии;

Можно перечислять ещё долго, однако проще сказать по-другому. Выучить ноты и заниматься правильно приведёт к результату сильно быстрее, чем морочить себе голову табулатурами. Потому что саморазбор по табулатурам или не ведёт к вышеперечисленному или сильно усложняет этот процесс.

Хорошая новость для тех, кто самостоятельно учится играть на гитаре по нотам. Каждое новое произведение для вас — это и есть правильный саморазбор. То есть этот приём уже есть в вашем арсенале.

Заключение

Мы видим, что в конкретных культурно-исторических условиях табулатуры для струнно-щипковых инструментов были полноценным и единственным способом музыкальной нотации. Однако эта ветвь оказалась тупиковой, так как на смену ей пришла значительно более эффективная система нотной записи.

Таким образом, табулатуры для гитары сегодня — это никак не равноценная альтернатива нотам. Если можно так выразиться, это просто суррогат. А занятия на гитаре по ним — это лишь имитация учёбы. Поскольку вы учитесь играть на гитаре не для галочки, а для себя, делайте выводы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *