Как быстро выучить и надолго запомнить любую пьесу на гитаре

Надо ли учить пьесы наизусть, чтобы заниматься на гитаре продуктивно? На мой взгляд, вопрос задан шиворот навыворот. Если заниматься на гитаре, в самом деле, правильно, то пьесы запомнятся сами собой без зубрёжки.

Почему я сразу развернул эту тему в русло самостоятельных занятий на гитаре? Ведь быстро выучить пьесу может быть нужно и для концерта. Но если вы готовитесь к конкурсу, то у вас есть педагог. Он и должен научить. Если же вы — концертирующий профессионал, то ответ знаете уже давно. Так что вернёмся к самоучкам.

Как ни странно, тема раскрыта в интернете весьма опосредованно, поэтому пришлось доходить самому. Результатом своих изысканий с удовольствием делюсь ниже.

Нужно ли учить наизусть каждую пьесу

Это очень полезный этап в работе над произведением, но именно этап. То есть шаг к цели. Его нужно включить в работу, только если он необходим для достижения цели. Всегда ли это так?

Например, упражнения по чтению пьес с листа. Их цель — именно игра сходу по нотам. Эти упражнения развивают музыкальное мышление и видение формы произведения. А для новичков — банальное запоминание нот и на бумаге и на грифе. То есть учить наизусть в этом случае прямо противоречит цели.

Другой пример — технические этюды, как правило, для новичков не очень длинные. Учить их специально не потребуется, так как они сами улягутся в голове в процессе отработки.

Какие произведения надо учить наизусть

Если же речь идёт о длинной пьесе, то да, играть её наизусть очень полезно. Сразу по нескольким причинам.

Во-первых, внимание концентрируется на качестве звука. Около 90% двигательной информации человек получает через зрение. Вы решитесь хотя бы сдвинуться с места, закрыв глаза за рулём? Даже пешком, сколько метров вы пройдёте в густой толпе, зажмурив глаза? Но есть и обратный процесс. Имея перед глазами значимую информацию, именно ей вы и будете отдавать всё своё внимание. Чтобы играть красивую музыку, а не механически дёргать звуки по нотной записи, нужно её слушать. Для этого нужно выучить пьесу наизусть и отключить зрительный канал.

Предвижу вопрос о больших оркестрах. Ведь в них вообще все, включая дирижёра, играют по нотам, и получается красиво. Ответ простой — там играют профессионалы, и это не просто ноты, а партитуры. То есть совсем другой случай.

Во-вторых, новичкам нужно развивать музыкальную память для дальнейшего обучения. По этой причине в программах ДМШ для начальных классов предусмотрено большое количество разнообразных коротких пьес. Ученик сразу интенсивно погружается в музыкальный материал, развивает музыкальную память и приучается к усердной работе. Кто не осилил, становится, как минимум, подготовленным слушателем музыки тех, кто осилил. Это тоже очень важно.

Кстати, не следует забывать, что длинная пьеса имеет разную длину для начинающего гитариста и для выпускника консерватории.

Как держать в голове весь репертуар

Выучено, сдато, забыто, растоптато. По мере занятий рано или поздно встанет вопрос, как удержать в голове всё выученное. Что не играешь регулярно, то забываешь. Если постоянно повторять всё, что выучено, не хватит времени на новое. Как же быть?

Просто зарубите на носу с самого начала: учебный репертуар должен соответствовать вашему уровню. Не страшно, если эта мысль не очевидна стразу. И уж вы-то точно сможете сразу играть круто, не тратя времени на гаммы и этюды. Не закрывайте дверь. Скоро придёт понимание, что через год вы всё там же.

Дело в том, что нельзя вбить в мышечную память то, к чему мышцы не готовы и с чем они не справляются. Пьеса не «по зубам» вылетит из головы, даже не попав в мышечную память. То, к чему вы готовы, тоже со временем вылетит из головы, но останется в мышцах. Такие пьесы достаточно повторять лишь иногда, а не каждый день. И даже если их не повторять вообще, хватит одного прогона по нотам, чтобы быстро вспомнить.

Как выучить пьесу на гитаре

Пытаясь запомнить ряд ничего не значащих для вас нот, вы не выучите ничего. Произведение должно создавать какой-то образ у вас в голове. Знакомство с произведением происходит задолго до взятия первого звука.

Как выучить пьесу на гитаре
Как выучить пьесу на гитаре

Я начинаю с того, что смотрю на размер и длительность нот. Затем изучаю ритмический рисунок и построение музыкальных фраз. Наконец, общая форма пьесы, части и повторы, темп. Если есть говорящее название, а не просто «этюд», вообще хорошо.

А теперь, опираясь на общую картину, начинаем разбор такт за тактом. Такты складываем в заранее определённые фразы. Фразы сшиваем в предложения и так далее до конца.

Тут нам на помощь приходит метод 10 спичек. Я перекладываю одну спичку за каждый раз, когда фрагмент сыгран без ошибок. Возможны варианты в зависимости от сложности. Например, за ошибку спичка откладывается назад. Или при отработке сложного пассажа, сыграв 10 удачных повторов, я продолжаю, пока не переложу эти же спички обратно. Так сказать, для закрепления и шлифовки.

Наконец, все фразы отработаны и сшиты в одно полотно. Как вы думаете, нужно ли мне после стольких повторов учить текст наизусть специально? Нет. Теперь мне остаётся добавить оттенки и динамику, не отвлекаясь на чтение нот. Пьеса готова.

Как запомнить длинное произведение на гитаре

Есть много пьес, в которых тема повторяется несколько раз с вариациями. Как запомнить все эти нюансы, связки и концовки? Даже отработав все фразы, можно в них просто запутаться. Тут я подсмотрел способ на открытом семинаре известного педагога по баяну Галины Крыловой.

Снова вернёмся к образу, который пьеса должна создавать в голове исполнителя. Хитрость в том, чтобы построить вокруг этого образа целую историю. Её главы и будут вариациями темы произведения. Каждая вариация таким образом приобретает значимость для самого исполнителя. А значит, её проще запомнить и логически связать с другими главами рассказа.

Между прочим, так вы убьёте сразу двух зайцев. Ведь набор нот лишь тогда музыка, когда у неё есть слушатель. А появится он, только если вы можете что-то ему рассказать своей музыкой. Вот и расскажите свою историю.

Играть пьесу на гитаре с любого места

Это приём работы над произведением для продвинутых. В первом варианте просто играете с любого такта до тех пор, пока не начнёте делать это без раздумий.

По мере усложнения моего репертуара я столкнулся с тем, что запнувшись наизусть, не сразу нахожу в нотах нужное место. Так родился другой вариант: специально остановиться в произвольном месте и быстро найти его в нотах. Делаете до тех пор, пока не начнёте находить легко.

Это приучает держать в голове пьесу от начала до конца и думать только о ней.

Что мешает выучить пьесу наизусть

Телевизор. Ошибка многих гитаристов — считать, что занятия не интересны сами по себе. То есть когда-то я буду играть круто. А вот сейчас нудные этюды можно учить под телевизор. Ведь мышечной памяти не важно, чем занят мозг.

Это пустая трата времени и сил. Всего лишь слушая каждый звук, вы думаете, как извлечь его красиво. Одно это автоматом заставляет вас правильно сидеть, держать руки и ставить пальцы. Навыки приходят сами без зубрёжки. Глядя в экран, вы не будете играть круто никогда, потому что слушаете не то.

В каком темпе учить произведение на гитаре

Чтобы быстро выучить пьесу на гитаре, надо учить её медленно. Снова вернёмся к вопросу, что мозг должен быть занят ушами, а не глазами. Играть быстро — это не просто быстрее шевелить пальцами. Так как это двигательный процесс иного свойства. Вы можете продолжить вальяжный разговор, прибавив газу за рулём? Нет, потому что мозгу надо быстрее работать и чаще принимать решения. Он отключает слуховой канал.

Так и на гитаре. Сначала выучить наизусть, а потом постепенно увеличить темп. То есть выучить ноты, потом научиться быстро в них попадать. Если делать наоборот, то получиться вот что. Вы будете пытаться учить ноты, в которые даже не можете попасть. Тот самый случай, когда не знал, да ещё и забыл.

Правильная аппликатура

Аппликатура — важная часть работы над пьесой и думать о ней надо сразу. Дело в том, что её очень сложно переучивать. Это та самая мышечная память, которая даёт быстро вспомнить то, что голова уже забыла. Понять, что нужно было думать раньше, вы сможете минимум дважды.

Правильная аппликатура
Правильная аппликатура

Первый раз, соединяя готовые фразы и части. Когда вдруг окажется, что в конце одной части пальцы не могут перепрыгнуть на начало другой. Второй раз, наращивая темп. Те фигуры из пальцев, которые получались в медленном темпе, абсолютно не выходят в быстром.

Какое тут наизусть, когда надо учить с нуля. Чтобы так не вышло, надо прописать пальцы в самом начале через всю пьесу. Это целый этап работы с карандашом. Но это лучше, чем переучивать в последний момент. Да и привычка быстро приходит с опытом.

Учить по нотам или по табам?

Конечно, учить надо по нотам. Причина простая. Учить наизусть — это последний этап работы над пьесой. Суть его — отключить глаза и направить всё внимание на уши. Чтобы придать набору нот красоту музыки, а не просто дёрнуть звуки на память.

Именно нотная запись полноценно передаёт все оттенки, динамику и аппликатуру. Табы — это изначально упрощённая запись, в которой нет места для лишних значков. Впихнуть в неё всю динамику и агогику будет ещё более громоздко, чем в обычные ноты. Налицо абсурд ситуации.

Кроме того, учить наизусть — это заявка на серьёзные занятия. Лениться выучить при этом ноты как-то глупо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *