Как быстро выучить и надолго запомнить любую пьесу на гитаре

Надо ли учить пьесы наизусть, чтобы заниматься на гитаре продуктивно? На мой взгляд, вопрос задан шиворот навыворот. Если заниматься на гитаре, в самом деле, правильно, то пьесы запомнятся сами собой без зубрёжки.

Почему я сразу развернул эту тему в русло самостоятельных занятий на гитаре? Ведь быстро выучить пьесу может быть нужно и для концерта. Но если вы готовитесь к конкурсу, то у вас есть педагог. Он и должен научить. Если же вы — концертирующий профессионал, то ответ знаете уже давно. Так что вернёмся к самоучкам.

Как ни странно, тема раскрыта в интернете весьма опосредованно, поэтому пришлось доходить самому. Результатом своих изысканий с удовольствием делюсь ниже.

Нужно ли учить наизусть каждую пьесу

Это очень полезный этап в работе над произведением, но именно этап. То есть шаг к цели. Его нужно включить в работу, только если он необходим для достижения цели. Всегда ли это так?

Например, упражнения по чтению пьес с листа. Их цель — именно игра сходу по нотам. Эти упражнения развивают музыкальное мышление и видение формы произведения. А для новичков — банальное запоминание нот и на бумаге и на грифе. То есть учить наизусть в этом случае прямо противоречит цели.

Другой пример — технические этюды, как правило, для новичков не очень длинные. Учить их специально не потребуется, так как они сами улягутся в голове в процессе отработки.

Какие произведения надо учить наизусть

Если же речь идёт о длинной пьесе, то да, играть её наизусть очень полезно. Сразу по нескольким причинам.

Во-первых, внимание концентрируется на качестве звука. Около 90% двигательной информации человек получает через зрение. Вы решитесь хотя бы сдвинуться с места, закрыв глаза за рулём? Даже пешком, сколько метров вы пройдёте в густой толпе, зажмурив глаза? Но есть и обратный процесс. Имея перед глазами значимую информацию, именно ей вы и будете отдавать всё своё внимание. Чтобы играть красивую музыку, а не механически дёргать звуки по нотной записи, нужно её слушать. Для этого нужно выучить пьесу наизусть и отключить зрительный канал.

Предвижу вопрос о больших оркестрах. Ведь в них вообще все, включая дирижёра, играют по нотам, и получается красиво. Ответ простой — там играют профессионалы, и это не просто ноты, а партитуры. То есть совсем другой случай.

Во-вторых, новичкам нужно развивать музыкальную память для дальнейшего обучения. По этой причине в программах ДМШ для начальных классов предусмотрено большое количество разнообразных коротких пьес. Ученик сразу интенсивно погружается в музыкальный материал, развивает музыкальную память и приучается к усердной работе. Кто не осилил, становится, как минимум, подготовленным слушателем музыки тех, кто осилил. Это тоже очень важно.

Кстати, не следует забывать, что длинная пьеса имеет разную длину для начинающего гитариста и для выпускника консерватории.

Как держать в голове весь репертуар

Выучено, сдато, забыто, растоптато. По мере занятий рано или поздно встанет вопрос, как удержать в голове всё выученное. Что не играешь регулярно, то забываешь. Если постоянно повторять всё, что выучено, не хватит времени на новое. Как же быть?

Просто зарубите на носу с самого начала: учебный репертуар должен соответствовать вашему уровню. Не страшно, если эта мысль не очевидна стразу. И уж вы-то точно сможете сразу играть круто, не тратя времени на гаммы и этюды. Не закрывайте дверь. Скоро придёт понимание, что через год вы всё там же.

Дело в том, что нельзя вбить в мышечную память то, к чему мышцы не готовы и с чем они не справляются. Пьеса не «по зубам» вылетит из головы, даже не попав в мышечную память. То, к чему вы готовы, тоже со временем вылетит из головы, но останется в мышцах. Такие пьесы достаточно повторять лишь иногда, а не каждый день. И даже если их не повторять вообще, хватит одного прогона по нотам, чтобы быстро вспомнить.

Как выучить пьесу на гитаре

Пытаясь запомнить ряд ничего не значащих для вас нот, вы не выучите ничего. Произведение должно создавать какой-то образ у вас в голове. Знакомство с произведением происходит задолго до взятия первого звука.

Как выучить пьесу на гитаре
Как выучить пьесу на гитаре

Я начинаю с того, что смотрю на размер и длительность нот. Затем изучаю ритмический рисунок и построение музыкальных фраз. Наконец, общая форма пьесы, части и повторы, темп. Если есть говорящее название, а не просто «этюд», вообще хорошо.

А теперь, опираясь на общую картину, начинаем разбор такт за тактом. Такты складываем в заранее определённые фразы. Фразы сшиваем в предложения и так далее до конца.

Тут нам на помощь приходит метод 10 спичек. Я перекладываю одну спичку за каждый раз, когда фрагмент сыгран без ошибок. Возможны варианты в зависимости от сложности. Например, за ошибку спичка откладывается назад. Или при отработке сложного пассажа, сыграв 10 удачных повторов, я продолжаю, пока не переложу эти же спички обратно. Так сказать, для закрепления и шлифовки.

Наконец, все фразы отработаны и сшиты в одно полотно. Как вы думаете, нужно ли мне после стольких повторов учить текст наизусть специально? Нет. Теперь мне остаётся добавить оттенки и динамику, не отвлекаясь на чтение нот. Пьеса готова.

Как запомнить длинное произведение на гитаре

Есть много пьес, в которых тема повторяется несколько раз с вариациями. Как запомнить все эти нюансы, связки и концовки? Даже отработав все фразы, можно в них просто запутаться. Тут я подсмотрел способ на открытом семинаре известного педагога по баяну Галины Крыловой.

Снова вернёмся к образу, который пьеса должна создавать в голове исполнителя. Хитрость в том, чтобы построить вокруг этого образа целую историю. Её главы и будут вариациями темы произведения. Каждая вариация таким образом приобретает значимость для самого исполнителя. А значит, её проще запомнить и логически связать с другими главами рассказа.

Между прочим, так вы убьёте сразу двух зайцев. Ведь набор нот лишь тогда музыка, когда у неё есть слушатель. А появится он, только если вы можете что-то ему рассказать своей музыкой. Вот и расскажите свою историю.

Играть пьесу на гитаре с любого места

Это приём работы над произведением для продвинутых. В первом варианте просто играете с любого такта до тех пор, пока не начнёте делать это без раздумий.

По мере усложнения моего репертуара я столкнулся с тем, что запнувшись наизусть, не сразу нахожу в нотах нужное место. Так родился другой вариант: специально остановиться в произвольном месте и быстро найти его в нотах. Делаете до тех пор, пока не начнёте находить легко.

Это приучает держать в голове пьесу от начала до конца и думать только о ней.

Что мешает выучить пьесу наизусть

Телевизор. Ошибка многих гитаристов — считать, что занятия не интересны сами по себе. То есть когда-то я буду играть круто. А вот сейчас нудные этюды можно учить под телевизор. Ведь мышечной памяти не важно, чем занят мозг.

Это пустая трата времени и сил. Всего лишь слушая каждый звук, вы думаете, как извлечь его красиво. Одно это автоматом заставляет вас правильно сидеть, держать руки и ставить пальцы. Навыки приходят сами без зубрёжки. Глядя в экран, вы не будете играть круто никогда, потому что слушаете не то.

В каком темпе учить произведение на гитаре

Чтобы быстро выучить пьесу на гитаре, надо учить её медленно. Снова вернёмся к вопросу, что мозг должен быть занят ушами, а не глазами. Играть быстро — это не просто быстрее шевелить пальцами. Так как это двигательный процесс иного свойства. Вы можете продолжить вальяжный разговор, прибавив газу за рулём? Нет, потому что мозгу надо быстрее работать и чаще принимать решения. Он отключает слуховой канал.

Так и на гитаре. Сначала выучить наизусть, а потом постепенно увеличить темп. То есть выучить ноты, потом научиться быстро в них попадать. Если делать наоборот, то получиться вот что. Вы будете пытаться учить ноты, в которые даже не можете попасть. Тот самый случай, когда не знал, да ещё и забыл.

Правильная аппликатура

Аппликатура — важная часть работы над пьесой и думать о ней надо сразу. Дело в том, что её очень сложно переучивать. Это та самая мышечная память, которая даёт быстро вспомнить то, что голова уже забыла. Понять, что нужно было думать раньше, вы сможете минимум дважды.

Правильная аппликатура
Правильная аппликатура

Первый раз, соединяя готовые фразы и части. Когда вдруг окажется, что в конце одной части пальцы не могут перепрыгнуть на начало другой. Второй раз, наращивая темп. Те фигуры из пальцев, которые получались в медленном темпе, абсолютно не выходят в быстром.

Какое тут наизусть, когда надо учить с нуля. Чтобы так не вышло, надо прописать пальцы в самом начале через всю пьесу. Это целый этап работы с карандашом. Но это лучше, чем переучивать в последний момент. Да и привычка быстро приходит с опытом.

Учить по нотам или по табам?

Конечно, учить надо по нотам. Причина простая. Учить наизусть — это последний этап работы над пьесой. Суть его — отключить глаза и направить всё внимание на уши. Чтобы придать набору нот красоту музыки, а не просто дёрнуть звуки на память.

Именно нотная запись полноценно передаёт все оттенки, динамику и аппликатуру. Табы — это изначально упрощённая запись, в которой нет места для лишних значков. Впихнуть в неё всю динамику и агогику будет ещё более громоздко, чем в обычные ноты. Налицо абсурд ситуации.

Кроме того, учить наизусть — это заявка на серьёзные занятия. Лениться выучить при этом ноты как-то глупо.

Как быстро выучить и надолго запомнить любую пьесу на гитаре: 20 комментариев

  1. Сколько пьес(длиной около одной стандартной страницы нот для гитары) выучили с 2016 года?

    1. Сложно ответить однозначно. «Стандартные» ноты для гитары могут в одном и том же размере, например, 2/4, содержать в одной строке 4 такта и 32 ноты шестнадцатыми, а могут 8 тактов и всего 16 четвертей. В рамках целой страницы разница выходит существенная. А как считать пьесы на две-три страницы? Их, чем дальше учусь, тем больше. Сейчас на страницу с лишним может быть очередной рабочий этюд (по две-три штуки в неделю), его считать за пьесу? Попробую ответить более широко.
      Есть «текущие» пьесы, которые прошел и забыл, двинувшись дальше. Их не надо постоянно повторять, т.к. через год регулярных занятий таких пьес накопится столько, что только на их повтор и будет уходить все драгоценное время занятия, которое лучше тратить на повышение мастерства. Важно, что если пьесы всегда подбирались в соответствии с текущим техническим уровнем, то вспомнить их при необходимости можно почти мгновенно, не разучивая заново. Первое время я их тоже считал, потому что их количество некоторым образом отражало мой прогресс обучения игре на гитаре. Потом, во-первых, сбился, а во-вторых, количество неизбежно перешло в качество. Критерием оценки прогресса стало не количество пьес, а уровень технической сложности того, что я могу на текущий момент разучить. Плюс появился второй важный критерий, которого изначально просто не было (чтобы наработать его понимание, требуется время). Насколько я способен сыграть на гитаре музыкально красиво и выразительно, а не просто технически точно, но механически бездушно.
      Пьесы, казавшиеся «крутыми» на первом году занятий на гитаре, сейчас уже мне просто не интересны. Произведения такого уровня на сегодня я уже могу играть практически с листа, хотя на момент разбора мог потратить несколько дней, только чтобы сыграть медленно без ошибок от начала до конца. Даже пытаться подсчитать их не буду, потому что за четыре года их накопилось несколько сборников, как пьес, так и этюдов. В текущем репертуаре, который я постоянно поддерживаю, порядка восьми пьес, из которых одна-две периодически сменяются новыми, но уже не так быстро. Сейчас мой технический уровень уже растет не так резко, как в первый год обучения с нуля, а пьес на одну страницу уже просто нет. Этюд на одну страницу — это просто стандартный разогрев в начале каждого занятия.

  2. Очень полезный сайт для молодых людей преклонных лет )). Спасибо!
    По прочтении Ваших статей появились вопросы. Вы пишите о зрении как основе восприятия динамической информации. Согласен.
    Однако, наблюдая за игрой профи, вижу что они исполняют сложнейшие композиции не глядя на гриф. Также припоминаются юношеские «балы балы» у подъезда на трех, пяти «блатных» аккордах. До сих пор беру эти аккорды практически не глядя. Означает ли это, что при разучивании достаточно сложных композиций, нужно добиться такой же мышечной памяти? Т. е., играть в слепую? Прыгать с первых ладов на шестые/десятые и обратно не глядя?! Вы попадаете?
    О репертуаре. К примеру, разучиваю новую композицию. От сложности уходит неделя, месяц. Но предыдущие пьески забываются. Как нужно организовать процесс, чтобы такой бяки не случалось? Вы затрагивали сей момент, но хотелось бы увидеть «шире развернутую тему», очень уж актуально.
    Учить по нотам или табам. Подозреваю что по табам и нотам параллельно. Есть возможность изменить аппликатуру «под себя», а длительности, интервалы, паузы уже глядя на ноты.
    Поправьте, если где ошибаюсь…
    С уважением, Вячеслав.

    1. Спасибо за такой вдумчивый отзыв. Очень приятно читать.
      Отвечая на Ваш первый вопрос, считаю важным определиться с тем, что понимать под разучиванием произведения. В моем списке этапов работы над произведением есть «выучить текст» (разучить) и «отшлифовать» (отработать), последнее — тоже в несколько этапов. Выучить текст означает играть наизусть по памяти без нот. Успешным окончанием этапа можно считать результат, когда во время исполнения пьесы, не глядя в ноты, нет пауз длиной от нескольких секунд со словами «как там дальше, не помню». Но это еще вовсе не означает отсутствия значительного числа помарок, ошибок и фальшивых нот, которые появляются не потому, что Вы не выучили текст, а потому, что чисто технически пальцы попадают мимо нот, которые Вы выучили.
      Далее следуют шлифовка и обкатка. Результат шлифовки — способность исполнить произведение без единой помарки девять раз из десяти. А еще лучше — девятнадцать раз из двадцати. Результат обкатки — сделать то же самое на публике. В качестве публики может выступать просто включенная видеокамера. Особенно на новичков она наводит колоссальное волнение, даже если точно знать, что запись никуда выкладываться не будет. А некоторым хватает даже просто диктофона. Кстати, неоднократно на различных мастер-классах встречал наставление опытных педагогов к «неопытным» (независимо от инструмента), что даже на регулярный академконцерт в ДМШ пьесы нужно выставлять не просто выученными, а именно обкатанными на публике.
      В период разучивания нового произведения значительная часть занятия тратится именно на него с многократным повторением коротких участков и постепенным складыванием их в целое произведение. Сам этап относительно короткий, в среднем — пара недель (условно). В период же отработки выученное произведение повторяется целиком может сто, а может и триста раз, в зависимости от сложности и технической новизны, но уже не в качестве основной части занятия. Этот этап может растянуться даже не на недели, а на месяцы.
      В результате Вы точно не сразу забудете это произведение, работая над следующим, и, скорее всего, большинство сложных «перескоков» будете делать или вслепую, или подглядывая лишь краем глаза. Но главное — исполнение будет действительно красивым, а это самое важное в музыке.
      Нужно ли добиваться такого результата, будучи любителем, каждый решает для себя. Мне интересно, я добиваюсь. И в отработанных пьесах попадаю и на шестом и на десятом ладу.
      Тут еще важно понимать, до какой степени гитарист новичок. У совсем начинающего зрительный канал занимает все внимание, практически без остатка. Просто потому, что он не знает расположения нот на грифе и не имеет представления о текущем положении пальцев и струн в пространстве. Присмотритесь к людям, впервые севшим за руль в автошколе. Они поголовно вытягивают шею и пытаются посмотреть на дорогу прямо под капотом перед началом движения. Внимания на то, что творится в радиусе метра от машины, им уже не хватает. Так и на гитаре. Внимание совсем новичка занято лихорадочным поиском очередной ноты на грифе, тут не до красивого звука. Опытный же ученик уже может совмещать смотрение на гриф и вслушивание в качество звука. Но и тому и другому в период разучивания текста требуется регулярно переводить взгляд на ноты. Совсем опытный гитарист, не говоря уже о профи, разучивает текст, глядя только в ноты. Зрительный канал снова немного занят, но хотя бы только чем-то одним. Выступление же с большим произведением по нотам — это отдельная тема, оно все равно уже отработано, а ноты служат неким референсом.
      По репертуару, многое сказано в ответе на первый вопрос. Если пьеса выучена до первого раза полностью без ошибок и заброшена, то, поработав плотно только над следующей, предыдущую Вы, конечно же, забудете. Продолжая играть уже разученную пьесу пару раз за занятие, на котором основная работа ведется над новым произведением, такого можно избежать. Если пьес, которые надо держать в памяти, уже много, можно одно занятие в неделю посвящать только им, освободив время от новых произведений. Но здесь нужно различать «репертуарные» пьесы, которые Вы хотите исполнять для кого-то, и учебные (этюды и т.п.), которые в ходе отработки свои технические функции выполнили, и держать их в памяти нет смысла. А так же среди репертуарных произведений постепенно заменять совсем ранние и теперь уже простенькие на более сложные.
      Но самое важное (и это действительно супер пупер мега важно!) — учить произведения «по зубам». Разученное в полном соответствии с вашим текущим техническим уровнем, даже хорошо забытое, будет легко вспомнено по щелчку пальцев. Если Вы беретесь за то, к чему Вы технически не готовы, Вам придется разучивать это произведение с нуля каждый раз, как только Вы его чуть-чуть забросите.
      Про ноты и табы — зачем работать одновременно по двум параллельным системам? Что мешает изменить аппликатуру под себя в нотах? И откровенно говоря, табы с аппликатурой мне пока еще не попадались ни разу. Возможно, потому, что я сразу в основном учился по нотам. Да и в нотах аппликатура обычно встречается только в сложных местах в учебных сборниках. Поэтому ее обычно не меняют, а расставляют по мере необходимости. По хорошему, в сложных пьесах, это один из этапов проработки, расставить карандашиком пальчики в нотах.
      Опять же, возвращаясь к ответу на первый вопрос, если Вы отрабатываете пьесы до «отшлифованного» состояния, то читать ноты для Вас не должно быть проблемой.

      1. Благодарю Вас за развитие темы! Очень внятно, доходчиво, с примерами собственной практики. Я бы, даже посоветовал Вам, простите за нескромность, вынести эту расширенную тему из подвала комментариев на первые страницы. Вразумляет по взрослому! Огорчило одно – понимание несоответствия моих запросов с вложенными усилиями. Но, чем я хуже Шуры Балаганова, тот пилил и я буду!
        Касаемо аппликатуры. Тут я, похоже, не того… не очень … не корректно выступил. Вы правы, табулатур с аппликатурой я тоже не встречал. Для меня табы с графическим расположением ноты и графическое обозначение пальцев неким образом слились воедино. Разумеется, это не одно и тоже. Попытаюсь объяснить. Подбор и изучение интересного мне материала происходит в следующей последовательности. Во, классная мелодия! Круто! Хочу. Ищу ноты в переложении для гитары. Нахожу несколько аранжировок поспокойнее. Ввожу ноты в гитарпро. Слушаю. Далеко не все нравятся и это ключевой момент! Может аранжировщик левый, а может и лобастый лишку, но вижу — не мое! Т.е., я сначала прослушиваю! А если передо мной одни ноты? Начинать грызть? Не мой путь. Гитарпро пишет табы не очень корректно. Правлю в зависимости от предыдущих/последующих нот (аккордов) так, чтобы исполнение не было «рваным, дерганым» и, главное, удобным для меня и с точки зрения расстановки пальцев. И вот тут, похоже, у меня происходит соединение таб с аппликатурой, исправлюсь. Далее, по мере возможностей проигрываю по табам. Разумеется, исполненное напоминает все что угодно, но не требуемое. Зато пальцы целы, без переломов. Дальше стандартно… такт за тактом, фраза за фразой и т.д. соблюдая длительности и пр. Одну нотку или аккорд можно взять в разных местах грифа и если сразу проигрывать по нотам, то не факт что пальцы выживут. К тому же, до четвертого/пятого лада я еще как-то помню расположение, а выше… уже не это… не герой. И только после всех этих экзеркций, могу выставить пальчики на стане.
        Такой вот мой не близкий, но зато нелегкий путь ))
        И пара вопросов, правда, не совсем по теме.
        Классическое обучение подразумевает расположение большого пальца левой руки на середине грифа. Если берется баре или сложный аккорд с растяжкой, то палец встанет как учили. А если что-то простое типа «трех аккордов» у меня, как не борюсь, он (палец) автоматически вылезает из под грифа. Насколько это критично и нужна ли борьба?
        Лежит передо мной лист/два нот. Как понять что это «произведение «по зубам» (с) или не очень? Каков оценочный критерий?
        С уважением, Вячеслав.

        1. Взаимно благодарю Вас за вопросы, на которые интересно по делу отвечать, и примеры к ним, которые интересно разбирать.
          Посмотрите сами, сколько лишней работы Вы делаете, перегоняя ноты в табы, считая, что читать напрямую ноты — это «грызть». Аналогично можно не читать книгу, а побуквенно перепечатать ее в электронную озвучивалку и только после этого прослушать ее электронным голосом с ошибками в ударениях. Тут все традиционно упирается в разницу между «хочу научиться играть на гитаре (в идеале — что угодно)» и «хочу научиться играть на гитаре конкретное произведение (звезда по имени солнце, пачка сигарет, егор крид и т.п.)». Первое подразумевает систематизированное постепенное обучение, включая нотную грамоту. При этом умение читать ноты и знание их расположения на грифе гитары не зазубриваются, а сами собой прочно укладываются в голове в процессе постепенного наигрывания учебного репертуара. Этим же путем развивается пластичность кисти и точность/легкость попадания пальцами в ноты. Второй путь требует четкого понимания, что играть хорошо и легко вы не будете никогда. Самое интересное, что времени на продираться в каждой новой пьесе с нуля уйдет ничуть не меньше, чем постепенно научиться нормально, если, конечно, количество любимых произведений не закончится после трех-четырех, а результат будет совершенно разный. Мне еще очень далеко до сложных произведений, но ноты я читаю свободно, и время у меня уходит на продуктивное занятие, а не на переписывание туда-сюда. Фишка в том, что мне интересен и учебный репертуар (этюды, учебные пьесы, упражнения и т.п.). Вот он не получался, а вот он уже получается легко, бегло и красиво. Вот мой технический уровень еще не позволяет взяться за следующее красивое «репертуарное» произведение, а вот уже позволяет.
          По поводу большого пальца левой руки, он должен находиться не на середине грифа, а образовывать оптимальный захват или опору в зависимости от положения остальных пальцев на струнах. И это не всегда середина грифа. Здесь как раз все очень просто. Положение пальцев левой руки определяется не тем, что у гуру классической гитары зачесалась левая пятка, а тем, что именно и только из этого положения можно любым пальцем в любой момент взять любую ноту. На дредноуте с металлическими струнами гриф более узкий и его положение более горизонтальное, а репертуар более «аккордовый», поэтому возможна игра с перехватом басовых струн большим пальцем через верх. На классической гитаре нейлоновые струны толще, гриф шире и его расположение более наклонное, а репертуар более «пальцевый». При таком раскладе если большой палец выпирает над грифом сверху, значит гриф лежит на костяшках оснований пальцев. А из этого положения вы не достанете, как минимум, безымянным пальцем и мизинцем до большинства струн, во-первых, быстро, во-вторых, не заглушив остальные струны. Если Вы уже «заиграли» такое неправильное положение, то бороться с ним в вакууме практически бесполезно. Только когда вам потребуются быстрые перескоки или быстрая «пальцевая» игра, которые именно по этой причине не будут у Вас получаться, Вам придется на практике переломить эту привычку. И в этом тоже помогают различные этюды. Виртуозы фингерстайла играют на дредноутах «пальцевые» композиции с перехватом грифа сверху большим пальцем, но они занимаются столько, сколько я еще на свете не прожил, а на сцене мы видим только результат этих занятий.
          Как подобрать произведение «по зубам» — это объемная тема, поэтому посоветую Вам ролик «9 СОВЕТОВ: Как выбрать композицию под свой уровень и не пролететь! Уроки гитары от PimaSCHOOL» на канале (ютуб) «PimaLIVE». Там это объясняет профессионал.

          1. Благодарю за ответ. Вы очень мудро разделили цели. Любопытно, кто Вы по профессии (ответ не обязателен). Моя основная проблема заключалась и заключается в быстром забывании разученного. Полученный рецепт лечения мне понятен и принимается. Больше внимания уделять повторам, шлифовке. Как сработает рецепт покажет время.
            Я не «юноша со взором горящим» и прекрасно понимаю, что для достижения пусть и среднего уровня владения инструментом в целом необходима школа. А это нотная грамота, постановка, гаммы, этюды, упражнения на то на сё, пьесы, и т.д. На классическое обучение уходят годы, да что там – десятилетия. У меня НЕТ такого ресурса! Поздно пить Баржоми… Был выбран второй вариант – изучение понравившихся композиций. Это, к примеру, гитарные обработки мелодий от Нино Рота, Поля Мориа, известный шлягер от Консуэло Веласкес (с ней, похвастаюсь, был знаком лично), несколько русских романсов, «Красавица» из мюзикла Нотр дам де Пари. Пара прикольных штучек типа «Говорят мы бяки буки». Сейчас осваиваю Рио Риту. И, знаете, вопреки Вашему категоричному «никогда» что-то получается весьма, что-то не очень! Соглашусь, не профессионально. Так и запроса такого нет. То ли четверочка с натяжкой, то ли твердая троечка, но зачет сдается и меня это устраивает.
            Тревожит другое. Наше общение породило грустные вариативные соображения. 1. Есть проблема, но, вроде бы, есть и лечение. 2. Есть проблема, но без школы принципиально не решабельна. Тогда, на тинейджерском языке:-«Забей, старина, и не парься! Подбрякивал захмелевшим сотоварищам, ну и гони волну дальше». Так что ли? 3. Какая такая Рио-Рита?! Пора картошку окучивать, да забор править… 4. Здравствуй деменция! И это фатально. Хотя, Игорь Губерман находит и плюсы:-«Попрощалась со мною потенция, зубы, волосы, пламенный пыл! Хорошо, появилась деменция – обосс…ся и тут же забыл…»
            Отдельные спасибы за ссылочку. Прослушал. Прочитал. Воспринял, но с особым мнением. Суть которого в народных мудростях типа: — «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «глаза боятся, а руки делают», «терпение и труд все перетрут», «не боги горшки обжигают»… А крамольная на первый взгляд мысль «а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира…» (С) имеет право на воплощение! Крайне желательно без шестнадцатых с тридцать вторыми. «…а что и замахнемся!»))
            С уважением, Вячеслав.

          2. Ваши комментарии не похожи на поток сознания человека с деменцией. А ресурс времени… Думаю, что мы оба вряд ли будем выступать на большой сцене. И это не мешает получать удовольствие от самого занятия, особенно, когда есть куда расти, в любом возрасте. Далеко не все дети, закончившие ДМШ, вообще остаются в музыке. Многие даже на бытовом уровне музицирование забрасывают сразу по окончании. Но само занятие в течение нескольких лет сказывается на состоянии их сознания гораздо более позитивно, чем курение и пивасик. Так и здесь. Важно только привести занятия в соответствие цели. Вас устраивает «зачет», ну так и хорошо. Вас не устраивает то, что разученное быстро забывается? Надо найти причину. Подросток на «пике» музыкальной формы уровня ДМШ, выучив произведение за несколько дней на «отвяжись» для академконцерта, точно так же забудет его намертво сразу после. И возраст тут ни при чем. А вот после пары сотен вдумчивых повторений от начала и до конца, произведение въедается в память надолго. Об этом я и писал чуть ранее. Если под «выучено» понимается первый же раз, когда удалось сыграть полностью наизусть, то это иллюзия и коварная ловушка. Переход сразу к следующему произведению без регулярного повторения «выученного» — гарантия пустой траты времени. Такой подход годится в случае, когда важен только процесс разучивания, хотя не представляю, зачем тратить время на занятия, если потом не можешь сыграть ничего, кроме текущего произведения. Если важно иметь какой-то более широкий репертуар, без регулярных повторений и шлифовки — никак.
            Хочу пояснить, что мое «никогда» вовсе не является категоричным. Я не педагог по гитаре и даже не выпускник ДМШ. Поэтому не считаю себя в праве кого-то вообще учить играть на гитаре или даже оценивать. Мой блог и мои комментарии — это рассказ о том, как именно я самостоятельно учусь играть именно на классической гитаре в соответствии именно с моими целями и представлениями. В том числе и представлениями о том, что такое красивая гитарная музыка и чем она отличается от «на твердую тройку». Если кто-то находит мой опыт полезным лично для себя — я только рад, мне не жалко поделиться. Разучивание сразу любимых произведений без «школы» — очень (если не наиболее) распространенная практика среди самоучек и коммерческих преподавателей. Но лично мне она не подходит, так как, по моему личному глубокому убеждению (и практические наблюдения пока этого не опровергли), качество исполнения при таком подходе очень сильно страдает. ЛИЧНО меня это не устраивает, я не хочу тратить время на «треньканье», потому что, как Вы верно отметили, у нас этого ресурса уже не так много.

  3. Да, да, да! Именно подобный подход я и имею в виду под термином «рецепт». Похоже, это мой случай. Однако, согласитесь, «многократные безошибочные повторения» звучит как то общЕ, неопределенно. В этой связи возникло предложение. Я могу выслать Вам ноты двух/трех (для усреднения) композиций, которые я разучивал или разучиваю. Вы, если будет желание и время, могли бы оценить их с точки зрения Ваших временных затрат на освоение для первого прогона по памяти и для плотного освоения (количества повторений). Подобная оценка была бы для меня очень значима. Появился бы некий абрис «рецепта», репера. Эту таблетку столько то раз, а эту с осторожностью по самочувствию… Понимаю, что в любом случае это будут довольно условные рекомендации, но все же какие то маячки будут расставлены. Так же, хотелось бы чтобы было учтено Ваше четырехлетнее «нахождение в теме», а мое погружение не заняло еще и года.
    Что касается разборов какой-либо композиции на первом занятии. Тут, позвольте окунуться в мемуарный жанр. Может кого и вдохновит. Когда после полета Гагарина вышел в свет шлягер (кажется Пахмутовой) «…опустела без тебя земля…» мне он так понравился, что я как клещ вцепился в матушку на предмет приобретения гитары. Почему именно гитара – не знаю. Ведь можно было клянчить и гармошку и дудку какую-нибудь. Баяны и гармонии в те времена были более популярны чем сейчас. Скорее всего из-за старших пацанов, которые во дворе, в окружении девиц и разной мелюзги, в неимоверных клешах с цепями и колокольчиками, с прилипшей к губе беломориной (обязательный атрибут) хрипели блатняк или гремели «квадратом» разные балы-балы…. Это было круто! Это было шикарно! Мы, мелочевка, замирали от восторга. Так ли, иначе, не сразу, но гитара у меня появилась. И первым делом я начал осваивать мелодию вышеупомянутого шлягера. Не имея ни малейшего понятия о гитарном строе, о настройке хотя бы первой струны. Хотя телефон у нас был. Можно было бы по телефонному гудку…. Эх, да кабы раньше то знать! Камертон, тональность, тон, альтерация!? Это вообще о чем? Короче, не без помощи девчушки симпатизантки из ДМШ, я осилил мелодию! И не важно что болели пальцы. И не важно что на одной струне. И не важно что спотыкаясь, но я смог! Не, не так. Я СМОГ! У меня получилось. Я играю на гитаре! Это произвело на меня ошеломляющее впечатление. Психологический эффект был потрясающим. Настолько, что прошли годы, десятилетия, сменился век, а эти ощущения все еще памятны. Другое дело, что бытовая суета, хроническая нехватка времени не позволили мне достигнуть желаемого уровня владения инструментом. Только сейчас появилась возможность попробовать перейти на следующий уровень без ущерба бытовухе. И, выныривая из жанра, хочу сказать, что не так уж неправы педы предлагающие разбор на первом же занятии. Психологию никто не отменял. Возможно, полученный от первого результата эффект, подвигнет начинающего на правильный путь. Хотя, подводных камней и луд на любом пути с избытком.
    И еще. Убедительная к Вам просьба – не воспринимайте меня как оголтелого оппонента. Отнюдь. Вы очень нужное, большое и правильное дело затеяли. Тратите уйму времени, сил, терпения да и финансов наверное. Я бы, скорее всего, не осилил. Кроме слов благодарности к Вам у меня нет никаких «подметных мыслей». А все мои метафорические «троечки, зачеты, рецепты, таблетки…» и прочие мелизмы исключительно для придания акцента, выпуклости/впуклости процессу обсуждения. Можно конечно и без них. Cухой хлеб тоже хлеб, а все же сухарь!
    С уважением, Вячеслав.

    1. И все-таки я повторю, что дать Вам рецепт по поводу конкретных произведений (количество прогонов, затраты времени и т.п.) не могу сразу по нескольким причинам. Я не педагог, посему учить кого-то играть конкретное произведение не могу. Я могу оценить для себя, подходит ли это произведение для моего технического уровня. То есть имеет ли смысл лично мне за него браться, а не сколько времени у меня на него уйдет. Уйдет столько, сколько нужно для разучивания лично мне. Могу, конечно, сразу прикинуть примерно и время, но исходя из того, какими музыкальными фразами в этом произведении мыслю лично я. И какие этапы работы над произведением применяю лично я. Но это мой рецепт для меня на основе моего личного опыта. Чтобы оценить эти критерии для другого человека, нужно быть профессиональным педагогом с опытом именно педагогической работы, а не просто игры на инструменте. И не менее важно второе: быть педагогом конкретного ученика на протяжении какого-то значимого времени. Даже опытный педагог может сказать чужому ученику максимум как играть конкретный пассаж, но никак не подобрать для него те или иные произведения. Потому что этот педагог не знаком ни с уровнем этого ученика, ни с его индивидуальными особенностями. Это как подбор очков. Фактически Вы просите у меня или рецепт моих очков с оговоркой, что носить их надо осторожно и не более столько-то часов в день, или чтобы я, не будучи врачом, выписал Вам рецепт на Ваши очки, исходя из того, какое у меня зрение. Но я могу Вам только рассказать, как я проходил процедуру подбора очков и с какими сложностями при этом столкнулся. Вам эту процедуру придется пройти самостоятельно с учетом состояния Вашего зрения и прочих особенностей.
      Что касается «многократного безошибочного повторения», тут нет ничего слишком общего или абстрактного. Я чуть ранее довольно четко определил критерии (во всяком случае, для себя). Программа минимум — десять раз подряд не более, чем с одной ошибкой. Программа максимум — то же самое двадцать раз подряд. Я повторяю произведение до тех пор, пока не получу такого результата. И снова возвращаемся к вопросу, что такая практика начинает нарабатываться с коротеньких пьесок начального уровня в одну-две строчки. Разбирая сразу произведение на несколько листов в первые же месяцы обучения, такого, очевидно, не получится.
      Кстати, вышесказанное так же напрямую относится к разбору «любимого» произведения на первом же занятии с педагогом. Психологию действительно никто не отменял. Но в данном случае мы имеем дело не с мотивацией, а с очень распространенной психологической уловкой. Человек в восторге от иллюзии собственной крутизны и успеха продолжает платить деньги и тратить время, даже не понимая, как ужасно он на самом деле играет. Потому что его нулевой технический уровень не позволяет ни играть такие сложные для него произведения, ни понять, что на самом деле он ничему не учится. Нет, если человек изначально платит за иллюзию и готов отдать деньги за то, чтобы почувствовать себя крутым, то он, безусловно, обратился на фабрику грез по адресу. Но если он пришел научиться играть на гитаре, то это те самые болезненные грабли, на которые наступает подавляющее большинство взрослых самоучек. И очень многие из них заканчивают так и не осуществившейся мечтой детства, потому что довольно быстро упираются в то, что просто не могут сыграть, и забрасывают это занятие с разочарованием. А недобросовестный педагог уже окучивает следующих, пришедших к нему на волне ваших восторженных отзывов, которые вы оставили еще в период эйфории. Мне хватило ума бросить подобные уроки через два месяца, с тех пор я рою тему самостоятельно.
      У опытных, а главное, добросовестных педагогов есть психологические методы погружения нового ученика в «музыкальную ткань» с его непосредственным участием. Например, 95 дуэтов Александра Виницкого, в которых учитель играет эту самую ткань, а ученик дергает в ритм открытые струны. Фишка в том, что ученик тоже испытывает этот самый восторг и воодушевление, этюды соответствуют его нулевому техническому уровню, сразу же развивается чувство ритма и навык слушанья своего исполнения (напрочь отсутствующий у всех начинающих), а на всю эту вспомогательную часть накладывается нормальное серьезное обучение с нуля. Разбор сразу любимых мелодий по принципу «научись играть на гитаре за лето» тут даже рядом не стоит, потому что это голимый маркетинг в угоду прибыли педагога, а не обучению ученика. Обратите внимание, что ни в одном бесплатном заведении (в основном, это, конечно же, ДМШ) никто и никогда не учит играть сразу любимые произведения. Потому что там нет погони за прибылью.
      Опять же самостоятельно подобрать в детстве мелодию на одной струне — это восторг. У педагога подразумевается обучение игре все-таки на шести струнах, а это сильно сложнее и требует постепенной наработки техники.
      Кстати, вспомнил один важный момент про то, что Вы быстро забываете разученное. В своих статьях на этом сайте я затрагиваю, в том числе, и вопрос наработки музыкальной памяти. Она складывается не только относительно конкретного произведения, которое было сыграно двести раз, а вообще относительно всего играемого на музыкальном инструменте. Когда гитарист умеет мыслить цельными музыкальными фразами и образами и внимательно слушать собственное исполнение, он легко запоминает свои репертуарные произведения. Но эти навыки тоже формируются со временем только в ходе постепенных систематизированных занятий.
      Я вовсе не воспринимаю Вас, как оголтелого оппонента, и уже писал, что Вы задаете интересные вопросы, на которые интересно отвечать. Ваши жизненные примеры и метафоры очень к месту иллюстрируют сказанное, да и вообще красочны. Мне вот не довелось быть лично знакомым с автором супершлягера или быть живым свидетелем полета Гагарина.

  4. Вдогонку к предыдущему выступлению. Можно было бы организовать прямо на сайте страничку с нотами и комментами. Вот на эту композицию уходит столько то времени, столько то на шлифовку. Готов поучаствовать неким (обсуждаемым) образом. Думаю, было бы очень полезно.

    1. Спасибо за идею, но боюсь, что она изначально неработоспособная. Как я уже написал выше, это дело очень индивидуальное. Даже в рамках одного учебного плана опытные педагоги подбирают репертуар каждому ученику индивидуально и корректируют его по ходу занятий. Потому что у каждого ученика свои способности и особенности. Никто не играет хрестоматию или сборник этюдов от корки до корки. Поэтому и вывешивать оценки времени и трудозатрат на конкретную пьесу нельзя. А в случае с самоучками, когда нет единого педагога, а каждый сам себе учитель, представления о том, что такое отработанное и отшлифованное произведение у каждого самоучки свое, и эти представления очень сильно разнятся.
      Кроме того, любимые пьесы у каждого свои. Зайдите в любую нотную группу вконтакте, посмотрите сколько там страниц с нотами. Это означает, что надо просто вывесить все, что найдется, а я не в состоянии оценить трудозатраты на изучение каждой пьесы при таких объемах даже для себя. Ну и разумеется, очень быстро начнутся проблемы с авторскими правами. Поэтому у меня на сайте есть статья о том, по каким принципам составлять свой индивидуальный учебный репертуар, и нет раздела с нотами.

  5. Перечитал наши опусы. Наскрипели мы перьями изрядно. Ваша позиция понятна и воспринята. Рецепт получен, лечение началось. Осталось разобраться с двумя моментами. Вы уж потерпите еще немного )).
    Ошибки. Человек не робот, всегда какие-то ошибки исполнения будут. Какие ошибки Вы считаете недопустимыми, а на какие можно и закрыть глаза.
    Скрип струн при смене позиций. Меня этот скрип раздражает. Слушаю игру мэтров – скрипят! Читаю форумы. Предлагают смириться. Я пока еще трепыхаюсь. Нашел малазийскую гитарку из бюджетных. Классика. Звучание средненькое. Много пришлось дорабатывать. Но есть один плюс -анкер. Пока поставил металлические струны с круглой оплеткой. Ищу струны с плоской оплеткой. Думаю поможет делу, хотя уверенности нет. Интересно Ваше мнение по этому поводу.
    С уважением, Вячеслав.

    1. Самая главная ошибка — некрасивая музыка. Музыка — это звук. Красивая музыка — это красивый качественный звук. Отсюда самые главные и недопустимые ошибки — это все, что связано с неправильным звукоизвлечением. Дребезг струн из-за неправильного или неполного прижатия к ладам. Отрывистое звучание нот из-за не синхронной работы рук (это просто бич). Глушение части звуков опять же из-за неправильного прижатия струн. Длительные паузы из-за не отработанного и не выученного текста. Короче говоря, все задуманные автором ноты должны звучать и звучать именно с той длительностью, которая написана.
      Следующий пласт ошибок — отсутствие полифонии там, где она должна быть. К аккордовому аккомпанементу песен это обычно не относится, а вот в инструментальной гитарной музыке играет ключевую роль. Басы, гармония и мелодия не должны забивать друг друга и исполняться с одной громкостью. Мелодия всегда главная.
      Это все гораздо более важные вещи, чем скрип струн. Скрип струн — неизбежный спутник игры на гитаре. Но он должен быть там, где его нельзя избежать, а не постоянно по причине неправильной постановки пальцев. В целом его можно воспринимать, как шуршание виниловых пластинок, то есть фишечкой, а не раздражающим фактором. Для совсем эстетов встречается совет периодически облизывать подушечки пальцев левой руки, тогда скрип на время пропадает. На мой взгляд, совет — так себе.
      А вот про малазийскую гитарку, если не затруднит, поподробнее. Хотя бы фирму и модель. Что за классика с анкером и возможностью установки металлических струн? Точно классика?

  6. На счет того, что гитара малайзийская я конечно наврал. Глянул, а она made in Indonesia. Не велите казнить…, все претензии к деменции. Классическая гитара Model: FLIGHT C-110 TEAK 4/4. Продается с нейлоновыми струнами, но наличие анкерного винта позволяет поставить металлические без особого ущерба. Хотя… время покажет. Я поставил металлические слабого натяжения. С виду гитарка симпатичная. Могу прислать фото. Но когда берешь в руки чувствуется «островатость» по периметру сочленения дек. Мелочь казалось бы, но дискомфортик присутствует. Червячная передача на колках из какого-то левого сплава. На третьей струне чуть заедает. Надо будет менять. Основная кака на этих гитарах заключается в плохо обработанных торцах межладовых порожков. При скольжении по первой струне палец цепляет эти торцы. Пришлось изрядно поработать надфилем и наждачкой. С другой стороны грифа такая же беда, но «на скорость процессора» это не влияет». Звук не суперский (с металлом повеселее), но и не как на советских фанерках от МузПрома. Да, собственно, что и хотеть от бюджетной гитары. Была бы доработанной, то и стоила бы не 7-8 тысяч, а за двадцатку точно. Основное преимущество это анкер. Мне подвезло, настраивая гитару дома, я случайным образом заметил, что при прямом грифе, гайка анкерного болта прослаблена в каком-то крайнем положении. Вдруг гриф поведет, а расхода не будет. Пришлось ехать менять гитару на ту, где гайка в натяге в любую сторону. Строй держит неплохо, особо не плывет. Три месяца эксплуатации – полет в пределах ТТХ.
    С уважением, Вячеслав.

    1. Посмотрел. Действительно классика с анкером. Чуть более старшая модель (120) позиционируется в качестве «лучшей» ученической гитары, с чем, видимо, и связана возможность регулировки высоты струн (для начинающих гитаристов). Но наличие возможности регулировать прогиб грифа не означает возможность поставить металлические струны. Вообще сам по себе гибрид очень странный, с типичным замахом на УТП. Над верхними ладами классики струны и должны быть выше. У нейлона натяжение меньше, чем у металла, а значит, амплитуда колебания страны больше. То есть при сильном щипке на маленькой высоте струны начнут дребезжать. Сильный же щипок нужен потому, что нейлоновые струны не такие звонкие, как металлические. А начинающему гитаристу, которому такая высота струн доставляет неудобство, на верхние лады лезть и не надо, это не его уровень. Его уровень — первые три позиции. Видимо, гитара сделана в угоду рынку, как раз для тех, кто сразу учится играть любимые произведения любой сложности, минуя нормальное постепенное обучение.
      За держание строя и «не плывет» отвечают, скорее, струны, нежели гитара. От качества изготовления гитары зависит больше сама возможность настройки (если расстояние между ладами кривое и сам гриф неровный, то и с настройкой будут проблемы).
      Не сочтите за труд, где-нибудь через годик, было бы интересно узнать, выдержал ли гриф металлические струны.
      Хотя все это наводит меня в очередной раз на более системный вопрос. Светские фанеры были так себе, но после 1991 года невидимая рука рынка должна была все расставить по своим местам и сделать хорошо (свободная конкуренция, на рынке остаются только лучшие, потому что плохие прогорают). Но вот тридцать лет назад нельзя было купить нормальную гитару потому, что их не было в магазинах, а сейчас ее все равно нельзя купить (в массе), потому что это очень дорого. Только теперь еще нет социальных гарантий, своей промышленности, науки и образования.

  7. После наших затяжных полемических рассуждений «за красивую» музыку, я так и не понял в чем отличие некого пассажа в этюде Каркасси от практически идентичного в понравившейся мне композиции. Для абсолютного новичка да, есть резон. В конце пары семестров ДМШ он сможет «красиво» исполнить на паре струн «В лесу родилась елочка». Свое же погружение я начинал не с елочки. Но пусть… В конце концов, мне не «шашечки, мне ехать надо».
    О гитарах. «Действительно классика» (с) ??! И, смею отметить, мне абсолютно ровно «видимо» или не очень и в чью угоду она сфабрикована. Есть гитара с привычной для меня шириной грифа с анкером. И она есть у меня. Да, наличие анкера не означает возможность установки металла, но означает возможность регулировки при установке металла, по советам консультантов, в отличие от подобной операции на обычных классических инструментах. И опять же мне не «шашечки…». На моей тоже бюджетной Хонер, лет 10 стояли металлические струны. И ничего не оторвало и не перекосило не смотря на «боевые» условия. Чуть более полугода назад я поставил нейлон. Появились непривычные и избыточные басы.
    Известны ли Вам модели больше чем 4/4. У меня была подобная. Но, к сожалению, во времена молодеческих забав она осталась в качестве «воротника с галстуком» на одном отмороженном оппоненте. Ни модели, ни фирмы не помню. Помню, доставалась она по какому то великому блату. Звучание было отменное! Мндассс… «Раньше были времена, а теперь мгновения…» (С).
    С уважением, Вячеслав.

    1. Если я правильно понял Вашу мысль про Каркасси, то речь о том, что нет разницы, где разучить пассаж, в этюде или сразу в репертуарном произведении. То есть зачем тратить время на этюды, сравним это условно со скучной теорией, если можно сразу играть понравившиеся пьесы, назовем это условно обучением на практике с модным ныне системно-деятельныстным подходом. Настолько модным, что скоро мы будем летать на самолетах, которыми управляют пилоты, обучающиеся на практике непосредственно в процессе вашего полета, а выжившие будут лечиться у хирургов, обучающихся непосредственно в процессе текущей операции. Да, это гипербола (пока), и обучаясь таким образом на гитаре, никого не убьешь (живого). Но таким образом убивается невосполнимое время, особенно драгоценное в возрасте, когда его и так осталось мало. Потому что новичок, который через полгода ДМШ играет «елочку» на двух струнах, через пять лет уже разбирает сложные произведения, не выискивая вариант полегче, а пьесы Вашего нынешнего уровня играет просто с листа. При «практическом» же подходе через пять лет уровень сильно не продвинется. Вы сами говорите, что забываете предыдущие произведения, разучивая следующие. Тогда возникает вопрос, а в чем смысл таких занятий? В самих занятиях? Так их можно выстроить так, чтобы при тех же затратах времени результат был значительно лучше. И как бы мне ни надо было ехать, я ни за что не сяду в машину, в которой отсутствуют ремни безопасности, выхлопные газы из пробитого глушителя идут прямо в салон, а водитель хронически не высыпается. Очевидно, что такое «ехать» рано или поздно сильно сократит и без того небольшой ресурс оставшегося времени. И хорошо, если сразу и безболезненно, а не в виде срущей под себя обузы для родственников.
      Еще один важный момент в ту же копилку. Пассаж в этюде Каркасси отличается от такого же пассажа в «практической» пьесе тем, что этюд целиком и специально заточен под конкретный уровень ученика и отработку конкретного технического навыка или приема. А в «практической» пьесе этот пассаж перемешан с кучей других, совершенно разных по уровню. В идеале, и об этом тоже написано в моих статьях на сайте, подбирается ряд этюдов на отработку конкретного навыка, а за этим следует пьеса, в которой уже давно изученные приемы стыкуются в разных сочетаниях с этим вновь изученным приемом. И таким образом идет правильная стыковка учебы и практики. Но для подбора таких сочетаний нужно быть педагогом с большим практическим стажем преподавания. Самоучки и без того далеки от таких идеальных условий обучения, а учась сразу «на практике», они просто идут по граблям. Планомерно нарабатывая навыки на этюдах с последующим практическим применением в пьесах, человек именно учится играть на гитаре. А отработав один пассаж в конкретной пьесе, Вы забудете его вместе со всем остальным из этой пьесы, раз уж Вы так быстро забываете только что разученный материал. То есть вместо того, чтобы выучить таблицу умножения, а потом мгновенно пользоваться ей на практике, Вы каждый раз умножаете 6 на 7 на калькуляторе. Подставьте в эту аналогию единожды разученные ноты и постоянную перегонку их в табы, чтобы только посмотреть, подходит ли эта композиция для дальнейшего разучивания.
      Вообще у меня складывается впечатление, что Вы упорно считаете, что я с Вами спорю, и пытаетесь оправдать свой подход к обучению. Не надо этого делать. Еще раз повторю, что мои записи — это объяснение именно и лично моего подхода. Я объясняю как и почему занимаюсь именно я. Заниматься пропагандой «правильного» подхода к обучению игре на гитаре я не буду, потому что это еще более бессмысленная трата времени. Если кому-то нравится мой подход — пожалуйста, берите, пользуйтесь, мне не жалко, и даже приятно. Ваша позиция мне тоже понятна. И я ни в коем случае ее не оспариваю и не критикую. Я комментирую почему такой подход не подходит именно мне. Точно так же, как Вам по каким-то своим причинам не подходит мой подход. Но если мы оба довольны — о чем тут спорить?
      Повторюсь, что для меня музыка — это в первую очередь красивый звук. Есть такая легенда, что когда Екатерина Максимова репетировала «Галатею», ей пришлось учиться ставить ноги криво. Ей было непонятно, как так можно встать неправильно. Даже в страшном сне мне не придет в голову сравнивать себя с великими, но я отчетливо слышу разницу между качественным звуком и бряканьем. Слушать второе я уже не могу. Особенно в собственном исполнении. И твердая тройка — это не то, на что я буду тратить свое драгоценное время. Но это, повторю еще раз, лично моя позиция, я никому ее не навязываю.
      Про классические гитары с анкером — почему бы нет. Мир развивается, вещи меняются. На стыке дисциплин рождаются новые дисциплины и возможности. Лично я опять же не имею ничего против. Как и против натягивания металлических струн на классические гитары. Впрочем, против забивания гвоздей микроскопом, если он это выдерживает, я тоже ничего против не имею. Да и даже если не выдерживает — мне тоже без разницы. Это же не мой микроскоп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *