Как быстро выучить и надолго запомнить любую пьесу на гитаре

Надо ли учить пьесы наизусть, чтобы заниматься на гитаре продуктивно? На мой взгляд, вопрос задан шиворот навыворот. Если заниматься на гитаре, в самом деле, правильно, то пьесы запомнятся сами собой без зубрёжки.

Почему я сразу развернул эту тему в русло самостоятельных занятий на гитаре? Ведь быстро выучить пьесу может быть нужно и для концерта. Но если вы готовитесь к конкурсу, то у вас есть педагог. Он и должен научить. Если же вы — концертирующий профессионал, то ответ знаете уже давно. Так что вернёмся к самоучкам.

Как ни странно, тема раскрыта в интернете весьма опосредованно, поэтому пришлось доходить самому. Результатом своих изысканий с удовольствием делюсь ниже.

Нужно ли учить наизусть каждую пьесу

Это очень полезный этап в работе над произведением, но именно этап. То есть шаг к цели. Его нужно включить в работу, только если он необходим для достижения цели. Всегда ли это так?

Например, упражнения по чтению пьес с листа. Их цель — именно игра сходу по нотам. Эти упражнения развивают музыкальное мышление и видение формы произведения. А для новичков — банальное запоминание нот и на бумаге и на грифе. То есть учить наизусть в этом случае прямо противоречит цели.

Другой пример — технические этюды, как правило, для новичков не очень длинные. Учить их специально не потребуется, так как они сами улягутся в голове в процессе отработки.

Какие произведения надо учить наизусть

Если же речь идёт о длинной пьесе, то да, играть её наизусть очень полезно. Сразу по нескольким причинам.

Во-первых, внимание концентрируется на качестве звука. Около 90% двигательной информации человек получает через зрение. Вы решитесь хотя бы сдвинуться с места, закрыв глаза за рулём? Даже пешком, сколько метров вы пройдёте в густой толпе, зажмурив глаза? Но есть и обратный процесс. Имея перед глазами значимую информацию, именно ей вы и будете отдавать всё своё внимание. Чтобы играть красивую музыку, а не механически дёргать звуки по нотной записи, нужно её слушать. Для этого нужно выучить пьесу наизусть и отключить зрительный канал.

Предвижу вопрос о больших оркестрах. Ведь в них вообще все, включая дирижёра, играют по нотам, и получается красиво. Ответ простой — там играют профессионалы, и это не просто ноты, а партитуры. То есть совсем другой случай.

Во-вторых, новичкам нужно развивать музыкальную память для дальнейшего обучения. По этой причине в программах ДМШ для начальных классов предусмотрено большое количество разнообразных коротких пьес. Ученик сразу интенсивно погружается в музыкальный материал, развивает музыкальную память и приучается к усердной работе. Кто не осилил, становится, как минимум, подготовленным слушателем музыки тех, кто осилил. Это тоже очень важно.

Кстати, не следует забывать, что длинная пьеса имеет разную длину для начинающего гитариста и для выпускника консерватории.

Как держать в голове весь репертуар

Выучено, сдато, забыто, растоптато. По мере занятий рано или поздно встанет вопрос, как удержать в голове всё выученное. Что не играешь регулярно, то забываешь. Если постоянно повторять всё, что выучено, не хватит времени на новое. Как же быть?

Просто зарубите на носу с самого начала: учебный репертуар должен соответствовать вашему уровню. Не страшно, если эта мысль не очевидна стразу. И уж вы-то точно сможете сразу играть круто, не тратя времени на гаммы и этюды. Не закрывайте дверь. Скоро придёт понимание, что через год вы всё там же.

Дело в том, что нельзя вбить в мышечную память то, к чему мышцы не готовы и с чем они не справляются. Пьеса не «по зубам» вылетит из головы, даже не попав в мышечную память. То, к чему вы готовы, тоже со временем вылетит из головы, но останется в мышцах. Такие пьесы достаточно повторять лишь иногда, а не каждый день. И даже если их не повторять вообще, хватит одного прогона по нотам, чтобы быстро вспомнить.

Как выучить пьесу на гитаре

Пытаясь запомнить ряд ничего не значащих для вас нот, вы не выучите ничего. Произведение должно создавать какой-то образ у вас в голове. Знакомство с произведением происходит задолго до взятия первого звука.

Как выучить пьесу на гитаре
Как выучить пьесу на гитаре

Я начинаю с того, что смотрю на размер и длительность нот. Затем изучаю ритмический рисунок и построение музыкальных фраз. Наконец, общая форма пьесы, части и повторы, темп. Если есть говорящее название, а не просто «этюд», вообще хорошо.

А теперь, опираясь на общую картину, начинаем разбор такт за тактом. Такты складываем в заранее определённые фразы. Фразы сшиваем в предложения и так далее до конца.

Тут нам на помощь приходит метод 10 спичек. Я перекладываю одну спичку за каждый раз, когда фрагмент сыгран без ошибок. Возможны варианты в зависимости от сложности. Например, за ошибку спичка откладывается назад. Или при отработке сложного пассажа, сыграв 10 удачных повторов, я продолжаю, пока не переложу эти же спички обратно. Так сказать, для закрепления и шлифовки.

Наконец, все фразы отработаны и сшиты в одно полотно. Как вы думаете, нужно ли мне после стольких повторов учить текст наизусть специально? Нет. Теперь мне остаётся добавить оттенки и динамику, не отвлекаясь на чтение нот. Пьеса готова.

Как запомнить длинное произведение на гитаре

Есть много пьес, в которых тема повторяется несколько раз с вариациями. Как запомнить все эти нюансы, связки и концовки? Даже отработав все фразы, можно в них просто запутаться. Тут я подсмотрел способ на открытом семинаре известного педагога по баяну Галины Крыловой.

Снова вернёмся к образу, который пьеса должна создавать в голове исполнителя. Хитрость в том, чтобы построить вокруг этого образа целую историю. Её главы и будут вариациями темы произведения. Каждая вариация таким образом приобретает значимость для самого исполнителя. А значит, её проще запомнить и логически связать с другими главами рассказа.

Между прочим, так вы убьёте сразу двух зайцев. Ведь набор нот лишь тогда музыка, когда у неё есть слушатель. А появится он, только если вы можете что-то ему рассказать своей музыкой. Вот и расскажите свою историю.

Играть пьесу на гитаре с любого места

Это приём работы над произведением для продвинутых. В первом варианте просто играете с любого такта до тех пор, пока не начнёте делать это без раздумий.

По мере усложнения моего репертуара я столкнулся с тем, что запнувшись наизусть, не сразу нахожу в нотах нужное место. Так родился другой вариант: специально остановиться в произвольном месте и быстро найти его в нотах. Делаете до тех пор, пока не начнёте находить легко.

Это приучает держать в голове пьесу от начала до конца и думать только о ней.

Что мешает выучить пьесу наизусть

Телевизор. Ошибка многих гитаристов — считать, что занятия не интересны сами по себе. То есть когда-то я буду играть круто. А вот сейчас нудные этюды можно учить под телевизор. Ведь мышечной памяти не важно, чем занят мозг.

Это пустая трата времени и сил. Всего лишь слушая каждый звук, вы думаете, как извлечь его красиво. Одно это автоматом заставляет вас правильно сидеть, держать руки и ставить пальцы. Навыки приходят сами без зубрёжки. Глядя в экран, вы не будете играть круто никогда, потому что слушаете не то.

В каком темпе учить произведение на гитаре

Чтобы быстро выучить пьесу на гитаре, надо учить её медленно. Снова вернёмся к вопросу, что мозг должен быть занят ушами, а не глазами. Играть быстро — это не просто быстрее шевелить пальцами. Так как это двигательный процесс иного свойства. Вы можете продолжить вальяжный разговор, прибавив газу за рулём? Нет, потому что мозгу надо быстрее работать и чаще принимать решения. Он отключает слуховой канал.

Так и на гитаре. Сначала выучить наизусть, а потом постепенно увеличить темп. То есть выучить ноты, потом научиться быстро в них попадать. Если делать наоборот, то получиться вот что. Вы будете пытаться учить ноты, в которые даже не можете попасть. Тот самый случай, когда не знал, да ещё и забыл.

Правильная аппликатура

Аппликатура — важная часть работы над пьесой и думать о ней надо сразу. Дело в том, что её очень сложно переучивать. Это та самая мышечная память, которая даёт быстро вспомнить то, что голова уже забыла. Понять, что нужно было думать раньше, вы сможете минимум дважды.

Правильная аппликатура
Правильная аппликатура

Первый раз, соединяя готовые фразы и части. Когда вдруг окажется, что в конце одной части пальцы не могут перепрыгнуть на начало другой. Второй раз, наращивая темп. Те фигуры из пальцев, которые получались в медленном темпе, абсолютно не выходят в быстром.

Какое тут наизусть, когда надо учить с нуля. Чтобы так не вышло, надо прописать пальцы в самом начале через всю пьесу. Это целый этап работы с карандашом. Но это лучше, чем переучивать в последний момент. Да и привычка быстро приходит с опытом.

Учить по нотам или по табам?

Конечно, учить надо по нотам. Причина простая. Учить наизусть — это последний этап работы над пьесой. Суть его — отключить глаза и направить всё внимание на уши. Чтобы придать набору нот красоту музыки, а не просто дёрнуть звуки на память.

Именно нотная запись полноценно передаёт все оттенки, динамику и аппликатуру. Табы — это изначально упрощённая запись, в которой нет места для лишних значков. Впихнуть в неё всю динамику и агогику будет ещё более громоздко, чем в обычные ноты. Налицо абсурд ситуации.

Кроме того, учить наизусть — это заявка на серьёзные занятия. Лениться выучить при этом ноты как-то глупо.

Как быстро выучить и надолго запомнить любую пьесу на гитаре: 8 комментариев

  1. Сколько пьес(длиной около одной стандартной страницы нот для гитары) выучили с 2016 года?

    1. Сложно ответить однозначно. «Стандартные» ноты для гитары могут в одном и том же размере, например, 2/4, содержать в одной строке 4 такта и 32 ноты шестнадцатыми, а могут 8 тактов и всего 16 четвертей. В рамках целой страницы разница выходит существенная. А как считать пьесы на две-три страницы? Их, чем дальше учусь, тем больше. Сейчас на страницу с лишним может быть очередной рабочий этюд (по две-три штуки в неделю), его считать за пьесу? Попробую ответить более широко.
      Есть «текущие» пьесы, которые прошел и забыл, двинувшись дальше. Их не надо постоянно повторять, т.к. через год регулярных занятий таких пьес накопится столько, что только на их повтор и будет уходить все драгоценное время занятия, которое лучше тратить на повышение мастерства. Важно, что если пьесы всегда подбирались в соответствии с текущим техническим уровнем, то вспомнить их при необходимости можно почти мгновенно, не разучивая заново. Первое время я их тоже считал, потому что их количество некоторым образом отражало мой прогресс обучения игре на гитаре. Потом, во-первых, сбился, а во-вторых, количество неизбежно перешло в качество. Критерием оценки прогресса стало не количество пьес, а уровень технической сложности того, что я могу на текущий момент разучить. Плюс появился второй важный критерий, которого изначально просто не было (чтобы наработать его понимание, требуется время). Насколько я способен сыграть на гитаре музыкально красиво и выразительно, а не просто технически точно, но механически бездушно.
      Пьесы, казавшиеся «крутыми» на первом году занятий на гитаре, сейчас уже мне просто не интересны. Произведения такого уровня на сегодня я уже могу играть практически с листа, хотя на момент разбора мог потратить несколько дней, только чтобы сыграть медленно без ошибок от начала до конца. Даже пытаться подсчитать их не буду, потому что за четыре года их накопилось несколько сборников, как пьес, так и этюдов. В текущем репертуаре, который я постоянно поддерживаю, порядка восьми пьес, из которых одна-две периодически сменяются новыми, но уже не так быстро. Сейчас мой технический уровень уже растет не так резко, как в первый год обучения с нуля, а пьес на одну страницу уже просто нет. Этюд на одну страницу — это просто стандартный разогрев в начале каждого занятия.

  2. Очень полезный сайт для молодых людей преклонных лет )). Спасибо!
    По прочтении Ваших статей появились вопросы. Вы пишите о зрении как основе восприятия динамической информации. Согласен.
    Однако, наблюдая за игрой профи, вижу что они исполняют сложнейшие композиции не глядя на гриф. Также припоминаются юношеские «балы балы» у подъезда на трех, пяти «блатных» аккордах. До сих пор беру эти аккорды практически не глядя. Означает ли это, что при разучивании достаточно сложных композиций, нужно добиться такой же мышечной памяти? Т. е., играть в слепую? Прыгать с первых ладов на шестые/десятые и обратно не глядя?! Вы попадаете?
    О репертуаре. К примеру, разучиваю новую композицию. От сложности уходит неделя, месяц. Но предыдущие пьески забываются. Как нужно организовать процесс, чтобы такой бяки не случалось? Вы затрагивали сей момент, но хотелось бы увидеть «шире развернутую тему», очень уж актуально.
    Учить по нотам или табам. Подозреваю что по табам и нотам параллельно. Есть возможность изменить аппликатуру «под себя», а длительности, интервалы, паузы уже глядя на ноты.
    Поправьте, если где ошибаюсь…
    С уважением, Вячеслав.

    1. Спасибо за такой вдумчивый отзыв. Очень приятно читать.
      Отвечая на Ваш первый вопрос, считаю важным определиться с тем, что понимать под разучиванием произведения. В моем списке этапов работы над произведением есть «выучить текст» (разучить) и «отшлифовать» (отработать), последнее — тоже в несколько этапов. Выучить текст означает играть наизусть по памяти без нот. Успешным окончанием этапа можно считать результат, когда во время исполнения пьесы, не глядя в ноты, нет пауз длиной от нескольких секунд со словами «как там дальше, не помню». Но это еще вовсе не означает отсутствия значительного числа помарок, ошибок и фальшивых нот, которые появляются не потому, что Вы не выучили текст, а потому, что чисто технически пальцы попадают мимо нот, которые Вы выучили.
      Далее следуют шлифовка и обкатка. Результат шлифовки — способность исполнить произведение без единой помарки девять раз из десяти. А еще лучше — девятнадцать раз из двадцати. Результат обкатки — сделать то же самое на публике. В качестве публики может выступать просто включенная видеокамера. Особенно на новичков она наводит колоссальное волнение, даже если точно знать, что запись никуда выкладываться не будет. А некоторым хватает даже просто диктофона. Кстати, неоднократно на различных мастер-классах встречал наставление опытных педагогов к «неопытным» (независимо от инструмента), что даже на регулярный академконцерт в ДМШ пьесы нужно выставлять не просто выученными, а именно обкатанными на публике.
      В период разучивания нового произведения значительная часть занятия тратится именно на него с многократным повторением коротких участков и постепенным складыванием их в целое произведение. Сам этап относительно короткий, в среднем — пара недель (условно). В период же отработки выученное произведение повторяется целиком может сто, а может и триста раз, в зависимости от сложности и технической новизны, но уже не в качестве основной части занятия. Этот этап может растянуться даже не на недели, а на месяцы.
      В результате Вы точно не сразу забудете это произведение, работая над следующим, и, скорее всего, большинство сложных «перескоков» будете делать или вслепую, или подглядывая лишь краем глаза. Но главное — исполнение будет действительно красивым, а это самое важное в музыке.
      Нужно ли добиваться такого результата, будучи любителем, каждый решает для себя. Мне интересно, я добиваюсь. И в отработанных пьесах попадаю и на шестом и на десятом ладу.
      Тут еще важно понимать, до какой степени гитарист новичок. У совсем начинающего зрительный канал занимает все внимание, практически без остатка. Просто потому, что он не знает расположения нот на грифе и не имеет представления о текущем положении пальцев и струн в пространстве. Присмотритесь к людям, впервые севшим за руль в автошколе. Они поголовно вытягивают шею и пытаются посмотреть на дорогу прямо под капотом перед началом движения. Внимания на то, что творится в радиусе метра от машины, им уже не хватает. Так и на гитаре. Внимание совсем новичка занято лихорадочным поиском очередной ноты на грифе, тут не до красивого звука. Опытный же ученик уже может совмещать смотрение на гриф и вслушивание в качество звука. Но и тому и другому в период разучивания текста требуется регулярно переводить взгляд на ноты. Совсем опытный гитарист, не говоря уже о профи, разучивает текст, глядя только в ноты. Зрительный канал снова немного занят, но хотя бы только чем-то одним. Выступление же с большим произведением по нотам — это отдельная тема, оно все равно уже отработано, а ноты служат неким референсом.
      По репертуару, многое сказано в ответе на первый вопрос. Если пьеса выучена до первого раза полностью без ошибок и заброшена, то, поработав плотно только над следующей, предыдущую Вы, конечно же, забудете. Продолжая играть уже разученную пьесу пару раз за занятие, на котором основная работа ведется над новым произведением, такого можно избежать. Если пьес, которые надо держать в памяти, уже много, можно одно занятие в неделю посвящать только им, освободив время от новых произведений. Но здесь нужно различать «репертуарные» пьесы, которые Вы хотите исполнять для кого-то, и учебные (этюды и т.п.), которые в ходе отработки свои технические функции выполнили, и держать их в памяти нет смысла. А так же среди репертуарных произведений постепенно заменять совсем ранние и теперь уже простенькие на более сложные.
      Но самое важное (и это действительно супер пупер мега важно!) — учить произведения «по зубам». Разученное в полном соответствии с вашим текущим техническим уровнем, даже хорошо забытое, будет легко вспомнено по щелчку пальцев. Если Вы беретесь за то, к чему Вы технически не готовы, Вам придется разучивать это произведение с нуля каждый раз, как только Вы его чуть-чуть забросите.
      Про ноты и табы — зачем работать одновременно по двум параллельным системам? Что мешает изменить аппликатуру под себя в нотах? И откровенно говоря, табы с аппликатурой мне пока еще не попадались ни разу. Возможно, потому, что я сразу в основном учился по нотам. Да и в нотах аппликатура обычно встречается только в сложных местах в учебных сборниках. Поэтому ее обычно не меняют, а расставляют по мере необходимости. По хорошему, в сложных пьесах, это один из этапов проработки, расставить карандашиком пальчики в нотах.
      Опять же, возвращаясь к ответу на первый вопрос, если Вы отрабатываете пьесы до «отшлифованного» состояния, то читать ноты для Вас не должно быть проблемой.

      1. Благодарю Вас за развитие темы! Очень внятно, доходчиво, с примерами собственной практики. Я бы, даже посоветовал Вам, простите за нескромность, вынести эту расширенную тему из подвала комментариев на первые страницы. Вразумляет по взрослому! Огорчило одно – понимание несоответствия моих запросов с вложенными усилиями. Но, чем я хуже Шуры Балаганова, тот пилил и я буду!
        Касаемо аппликатуры. Тут я, похоже, не того… не очень … не корректно выступил. Вы правы, табулатур с аппликатурой я тоже не встречал. Для меня табы с графическим расположением ноты и графическое обозначение пальцев неким образом слились воедино. Разумеется, это не одно и тоже. Попытаюсь объяснить. Подбор и изучение интересного мне материала происходит в следующей последовательности. Во, классная мелодия! Круто! Хочу. Ищу ноты в переложении для гитары. Нахожу несколько аранжировок поспокойнее. Ввожу ноты в гитарпро. Слушаю. Далеко не все нравятся и это ключевой момент! Может аранжировщик левый, а может и лобастый лишку, но вижу — не мое! Т.е., я сначала прослушиваю! А если передо мной одни ноты? Начинать грызть? Не мой путь. Гитарпро пишет табы не очень корректно. Правлю в зависимости от предыдущих/последующих нот (аккордов) так, чтобы исполнение не было «рваным, дерганым» и, главное, удобным для меня и с точки зрения расстановки пальцев. И вот тут, похоже, у меня происходит соединение таб с аппликатурой, исправлюсь. Далее, по мере возможностей проигрываю по табам. Разумеется, исполненное напоминает все что угодно, но не требуемое. Зато пальцы целы, без переломов. Дальше стандартно… такт за тактом, фраза за фразой и т.д. соблюдая длительности и пр. Одну нотку или аккорд можно взять в разных местах грифа и если сразу проигрывать по нотам, то не факт что пальцы выживут. К тому же, до четвертого/пятого лада я еще как-то помню расположение, а выше… уже не это… не герой. И только после всех этих экзеркций, могу выставить пальчики на стане.
        Такой вот мой не близкий, но зато нелегкий путь ))
        И пара вопросов, правда, не совсем по теме.
        Классическое обучение подразумевает расположение большого пальца левой руки на середине грифа. Если берется баре или сложный аккорд с растяжкой, то палец встанет как учили. А если что-то простое типа «трех аккордов» у меня, как не борюсь, он (палец) автоматически вылезает из под грифа. Насколько это критично и нужна ли борьба?
        Лежит передо мной лист/два нот. Как понять что это «произведение «по зубам» (с) или не очень? Каков оценочный критерий?
        С уважением, Вячеслав.

        1. Взаимно благодарю Вас за вопросы, на которые интересно по делу отвечать, и примеры к ним, которые интересно разбирать.
          Посмотрите сами, сколько лишней работы Вы делаете, перегоняя ноты в табы, считая, что читать напрямую ноты — это «грызть». Аналогично можно не читать книгу, а побуквенно перепечатать ее в электронную озвучивалку и только после этого прослушать ее электронным голосом с ошибками в ударениях. Тут все традиционно упирается в разницу между «хочу научиться играть на гитаре (в идеале — что угодно)» и «хочу научиться играть на гитаре конкретное произведение (звезда по имени солнце, пачка сигарет, егор крид и т.п.)». Первое подразумевает систематизированное постепенное обучение, включая нотную грамоту. При этом умение читать ноты и знание их расположения на грифе гитары не зазубриваются, а сами собой прочно укладываются в голове в процессе постепенного наигрывания учебного репертуара. Этим же путем развивается пластичность кисти и точность/легкость попадания пальцами в ноты. Второй путь требует четкого понимания, что играть хорошо и легко вы не будете никогда. Самое интересное, что времени на продираться в каждой новой пьесе с нуля уйдет ничуть не меньше, чем постепенно научиться нормально, если, конечно, количество любимых произведений не закончится после трех-четырех, а результат будет совершенно разный. Мне еще очень далеко до сложных произведений, но ноты я читаю свободно, и время у меня уходит на продуктивное занятие, а не на переписывание туда-сюда. Фишка в том, что мне интересен и учебный репертуар (этюды, учебные пьесы, упражнения и т.п.). Вот он не получался, а вот он уже получается легко, бегло и красиво. Вот мой технический уровень еще не позволяет взяться за следующее красивое «репертуарное» произведение, а вот уже позволяет.
          По поводу большого пальца левой руки, он должен находиться не на середине грифа, а образовывать оптимальный захват или опору в зависимости от положения остальных пальцев на струнах. И это не всегда середина грифа. Здесь как раз все очень просто. Положение пальцев левой руки определяется не тем, что у гуру классической гитары зачесалась левая пятка, а тем, что именно и только из этого положения можно любым пальцем в любой момент взять любую ноту. На дредноуте с металлическими струнами гриф более узкий и его положение более горизонтальное, а репертуар более «аккордовый», поэтому возможна игра с перехватом басовых струн большим пальцем через верх. На классической гитаре нейлоновые струны толще, гриф шире и его расположение более наклонное, а репертуар более «пальцевый». При таком раскладе если большой палец выпирает над грифом сверху, значит гриф лежит на костяшках оснований пальцев. А из этого положения вы не достанете, как минимум, безымянным пальцем и мизинцем до большинства струн, во-первых, быстро, во-вторых, не заглушив остальные струны. Если Вы уже «заиграли» такое неправильное положение, то бороться с ним в вакууме практически бесполезно. Только когда вам потребуются быстрые перескоки или быстрая «пальцевая» игра, которые именно по этой причине не будут у Вас получаться, Вам придется на практике переломить эту привычку. И в этом тоже помогают различные этюды. Виртуозы фингерстайла играют на дредноутах «пальцевые» композиции с перехватом грифа сверху большим пальцем, но они занимаются столько, сколько я еще на свете не прожил, а на сцене мы видим только результат этих занятий.
          Как подобрать произведение «по зубам» — это объемная тема, поэтому посоветую Вам ролик «9 СОВЕТОВ: Как выбрать композицию под свой уровень и не пролететь! Уроки гитары от PimaSCHOOL» на канале (ютуб) «PimaLIVE». Там это объясняет профессионал.

          1. Благодарю за ответ. Вы очень мудро разделили цели. Любопытно, кто Вы по профессии (ответ не обязателен). Моя основная проблема заключалась и заключается в быстром забывании разученного. Полученный рецепт лечения мне понятен и принимается. Больше внимания уделять повторам, шлифовке. Как сработает рецепт покажет время.
            Я не «юноша со взором горящим» и прекрасно понимаю, что для достижения пусть и среднего уровня владения инструментом в целом необходима школа. А это нотная грамота, постановка, гаммы, этюды, упражнения на то на сё, пьесы, и т.д. На классическое обучение уходят годы, да что там – десятилетия. У меня НЕТ такого ресурса! Поздно пить Баржоми… Был выбран второй вариант – изучение понравившихся композиций. Это, к примеру, гитарные обработки мелодий от Нино Рота, Поля Мориа, известный шлягер от Консуэло Веласкес (с ней, похвастаюсь, был знаком лично), несколько русских романсов, «Красавица» из мюзикла Нотр дам де Пари. Пара прикольных штучек типа «Говорят мы бяки буки». Сейчас осваиваю Рио Риту. И, знаете, вопреки Вашему категоричному «никогда» что-то получается весьма, что-то не очень! Соглашусь, не профессионально. Так и запроса такого нет. То ли четверочка с натяжкой, то ли твердая троечка, но зачет сдается и меня это устраивает.
            Тревожит другое. Наше общение породило грустные вариативные соображения. 1. Есть проблема, но, вроде бы, есть и лечение. 2. Есть проблема, но без школы принципиально не решабельна. Тогда, на тинейджерском языке:-«Забей, старина, и не парься! Подбрякивал захмелевшим сотоварищам, ну и гони волну дальше». Так что ли? 3. Какая такая Рио-Рита?! Пора картошку окучивать, да забор править… 4. Здравствуй деменция! И это фатально. Хотя, Игорь Губерман находит и плюсы:-«Попрощалась со мною потенция, зубы, волосы, пламенный пыл! Хорошо, появилась деменция – обосс…ся и тут же забыл…»
            Отдельные спасибы за ссылочку. Прослушал. Прочитал. Воспринял, но с особым мнением. Суть которого в народных мудростях типа: — «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «глаза боятся, а руки делают», «терпение и труд все перетрут», «не боги горшки обжигают»… А крамольная на первый взгляд мысль «а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира…» (С) имеет право на воплощение! Крайне желательно без шестнадцатых с тридцать вторыми. «…а что и замахнемся!»))
            С уважением, Вячеслав.

          2. Ваши комментарии не похожи на поток сознания человека с деменцией. А ресурс времени… Думаю, что мы оба вряд ли будем выступать на большой сцене. И это не мешает получать удовольствие от самого занятия, особенно, когда есть куда расти, в любом возрасте. Далеко не все дети, закончившие ДМШ, вообще остаются в музыке. Многие даже на бытовом уровне музицирование забрасывают сразу по окончании. Но само занятие в течение нескольких лет сказывается на состоянии их сознания гораздо более позитивно, чем курение и пивасик. Так и здесь. Важно только привести занятия в соответствие цели. Вас устраивает «зачет», ну так и хорошо. Вас не устраивает то, что разученное быстро забывается? Надо найти причину. Подросток на «пике» музыкальной формы уровня ДМШ, выучив произведение за несколько дней на «отвяжись» для академконцерта, точно так же забудет его намертво сразу после. И возраст тут ни при чем. А вот после пары сотен вдумчивых повторений от начала и до конца, произведение въедается в память надолго. Об этом я и писал чуть ранее. Если под «выучено» понимается первый же раз, когда удалось сыграть полностью наизусть, то это иллюзия и коварная ловушка. Переход сразу к следующему произведению без регулярного повторения «выученного» — гарантия пустой траты времени. Такой подход годится в случае, когда важен только процесс разучивания, хотя не представляю, зачем тратить время на занятия, если потом не можешь сыграть ничего, кроме текущего произведения. Если важно иметь какой-то более широкий репертуар, без регулярных повторений и шлифовки — никак.
            Хочу пояснить, что мое «никогда» вовсе не является категоричным. Я не педагог по гитаре и даже не выпускник ДМШ. Поэтому не считаю себя в праве кого-то вообще учить играть на гитаре или даже оценивать. Мой блог и мои комментарии — это рассказ о том, как именно я самостоятельно учусь играть именно на классической гитаре в соответствии именно с моими целями и представлениями. В том числе и представлениями о том, что такое красивая гитарная музыка и чем она отличается от «на твердую тройку». Если кто-то находит мой опыт полезным лично для себя — я только рад, мне не жалко поделиться. Разучивание сразу любимых произведений без «школы» — очень (если не наиболее) распространенная практика среди самоучек и коммерческих преподавателей. Но лично мне она не подходит, так как, по моему личному глубокому убеждению (и практические наблюдения пока этого не опровергли), качество исполнения при таком подходе очень сильно страдает. ЛИЧНО меня это не устраивает, я не хочу тратить время на «треньканье», потому что, как Вы верно отметили, у нас этого ресурса уже не так много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *