Секрет как научиться красиво играть на гитаре за 7 шагов

Когда человек говорит сумбурно, ни у кого нет желания слушать его. То же самое происходит и с гитарой. Слушатели, даже если сами не владеют гитарой, хорошо отличают музыку от набора нот. Однако далеко не все гитаристы, особенно самоучки, это понимают.

Секрет красивой игры на гитаре — умение играть с правильной фразировкой, акцентами и интонациями. Чтобы научиться красиво играть на гитаре, надо петь то, что играешь.

Наш голос — это самый первый, естественный и доступный любому музыкальный инструмент. И он тесно связан с нашим разумом и речью. Поэтому, независимо от тембра, пола и возраста, мы строим фразы, выделяем интонации и ставим ударения. В разговоре мы рефлекторно берём дыхание и равномерно распределяем его на всё предложение. Мы учимся это делать естественным образом, пока учимся говорить. Более того, это и есть составные части умения говорить, помимо способности складывать буквы в слова.

Подключите к процессу обучения игре на гитаре инструмент, которым вы уже владеете хорошо. Тесная связь речевого и слухового аппаратов с мелкой моторикой пальцев позволит воссоздать процесс обучения говорить. Но на этот раз уже музыкальными фразами, играя их пальцами на гитаре. Это не то же самое, что дёргать нужные ноты в нужный момент.

1 — Петь, чтобы красиво играть на гитаре

Речь вовсе не идёт об исполнении песен под гитарный аккомпанемент. Поскольку это самостоятельное направление в гитарной музыке. А вокал — это отдельная дисциплина, которой надо специально учиться. Мы сейчас говорим именно об инструментальной музыке. И никакие вокальные данные нам для этого не требуются.

Что нам действительно нужно, так это не стесняться перед самим собой петь как угодно. Как правило, именно это является самым большим препятствием для тех, кто хочет овладеть этим методом. Если это и ваша проблема, то она решается постепенным освоением. Как и само обучение игре на гитаре.

Начнём с этапа, когда вы мычите что-то себе под нос на одной ноте. Можно напевать вообще без гитары, когда вас никто не видит. Например, в машине по дороге на работу под магнитолу. Или с детства знакомые песенки из мультиков. Важно начать с самого простого и естественного действия. Это позволит сформировать привычку и снять зажимы, если таковые есть.

Следующий этап — петь во время урока то произведение, которое играете на гитаре. Он тоже проходит в несколько шагов.

2 — На-на-на, ля-ля-ля

Применять пение в занятиях на гитаре желательно с самого начала обучения. В этот период обычно идут простые одноголосные мелодии, такие, как «Кузнечик», «Берёзка» или «Андрей-воробей». Учиться петь их гораздо проще по двум причинам. Во-первых, текст и мотив этих песенок крутится в голове с детства у всех. Даже у тех, кто вообще никогда не пел. Во-вторых, в одноголосной пьесе не надо выделять из нескольких голосов саму мелодию. И это сильно облегчает задачу.

Думаю, что второе даже важнее первого. Потому что и эти простые песенки можно петь ещё проще. То есть вообще без слов, напевая «на-на-на» или «ля-ля-ля». Напомню, что наша задача сейчас не научиться петь под гитару. Нам нужно начать попадать голосом в звуки гитары. Точнее — наоборот, попадать звуками гитары в то, что поём. Потому что хорошо знакомую песню мы, скорее всего, поём гораздо ровнее, чем играем её же.

3 — Поём ноты мелодии

Этот приём требует большего осмысления, чем предыдущий. И осваивать его лучше на таких же простых мелодиях.

Суть приёма — петь те ноты, которые в данный момент играешь на гитаре. Пение нот избавляет от нужды ломать голову, что петь. Ведь простых мелодий для занятий на гитаре много, а слова есть далеко не у всех.

В качестве бонуса он ещё помогает запомнить расположение нот на грифе гитары. Однако для начала нужно выучить сами ноты. Почему вообще стоит предпочесть ноты табулатурам — отдельная тема. В рамках же этой статьи достаточно отметить, что это не так сложно, как кажется.

Ещё один плюс такого подхода — выучить само произведение получится гораздо быстрее, когда поёшь его ноты. Но важно помнить два правила.

  • Ноты нужно связно петь, а не просто коротко называть.
  • В ноты нужно попадать, а не бубнить их на одной высоте.

4 — Поём мелодию по слогам

Научившись уверенно попадать в ноты по высоте, подключаем пение ритмического рисунка. Помните, как чуть выше мы пели все ноты одинаковыми «ля-ля-ля»? Задача должна была быть простой, чтобы сделать первый шаг. Теперь на уже наработанной основе мы готовы развивать более сложные навыки.

На этом этапе нам надо назначить отдельные слоги не на ноты, а на их длительности. Например, половины будем петь, как «ПАМ». Четверти — как «ТА», восьмые — «ТУ-РУ», шестнадцатые — «ТИ-РИ-ТИ-РИ». Полторашки, то есть ноты с точкой, просто тянем тем же слогом чуть дольше. Целые и тридцать вторые на этом уровне нам попадутся вряд ли. Поэтому их мы не трогаем.

Собираем воедино всё, что уже научились делать. Поём слогами слитно, соблюдая длительности, попадая в ноты. Если соединить всё сразу сложно, потренируйтесь на одной ноте, можно даже на открытой струне.

Мелодия по слогам на одной ноте
Мелодия по слогам на одной ноте

В итоге нужно научиться легко петь по слогам любую мелодию.

Мелодия по слогам
Мелодия по слогам

Результат пения одноголосных мелодий

Главный итог работы — это даже не открытие вокальных способностей. Самый важный результат — это раскрытые уши. Дело в том, что почти никто из начинающих гитаристов не слушает свою игру на гитаре. То есть все слышат исходящий из гитары звук. Но мало кто обращает внимание на его качество. Ещё меньше людей вообще думает об этом наборе звуков как о связном законченном произведении.

Чтобы дойти до этапа пения по слогам, нужно выработать привычку думать сразу о всех составляющих. О высоте и длительности нот, их связном звучании, ритмическом рисунке. Такой подход в свою очередь требует от гитариста постоянно внимательно слушать, что он играет. То есть понимать, как воспринимают его музыку другие слушатели. А это уже ключ к совершенно иному уровню игры и качеству занятий на гитаре.

5 — Выделяем мелодию в многоголосной пьесе

Вы помните, что гитара — это полифонический инструмент? В процессе обучения за простыми одноголосными мелодиями в наш репертуар начнут входить сложные многоголосные пьесы. Полученное умение петь мелодию мы теперь будем использовать для понимания структуры пьесы и расклада голосов.

Красивая музыка обладает интонациями, акцентами, оттенками, глубиной. Поэтому несколько голосов одновременно не могут быть одинаковыми по содержанию и громкости. Голос мелодии всегда выделяется, он — главный. Партия басов оттеняет основной голос. Гармоническое заполнение звучит, как понятно из названия, заполняющим фоном.

Подавляющее большинство новичков, особенно самоучек, испытывают затруднения с компоновкой этих голосов. Точнее, просто не знают, что это разные голоса. Поэтому не понимают, что их надо красиво сочетать, а не играть всё с одной громкостью.

Значит, дальнейшая цель нашего пения — научиться выделять голоса в полифонической пьесе. На этом шаге неважно, что петь, ноты или слоги. Важно понимать к какому голосу эти слоги и ноты относятся.

Первый голос, с которым мы будем работать, естественно, мелодия. Её нужно увидеть в нотах и спеть. Чаще всего мелодия звучит в верхнем голосе и даже выделяется в нотной записи. Кстати, это ещё один плюс нот перед табами. Есть много пьес, где мелодия звучит в басах или гуляет между верхним и нижним голосом. Но сейчас нас интересует классический случай. Желательно даже вначале взять двухголосные упражнения с простым сочетанием голосов.

Далее переходим к пению линии басов в тех же пьесах. Напомню, что наша цель — добиться правильного звучания гитары, используя речевой инструментарий. Поэтому петь басы надо так же, как требуется научиться их играть. То есть плавно, протяжно и не заглушая мелодию, а оттеняя её.

Что касается гармонического заполнения, то эта линия, как правило, не удобна для пения. Согласитесь, трудно спеть гармонический интервал из двух звуков, а тем более целый аккорд. Но мы и так выделили две из трёх основных линий. То есть одна из главных задач — разобрать голосовую структуру пьесы — уже выполнена.

6 — Свободное владение многоголосием гитары

Свободно понимать полифоническую структуру любой пьесы означает легко переключаться между её голосами в любой момент. Научиться этому нам поможет предыдущее упражнение, но немного видоизменённое.

Первая разновидность — только петь один из голосов пьесы, но не играть его. Например, петь линию мелодии, а играть на гитаре только басы и гармонию. Или наоборот, петь линию басов, а играть мелодию с гармоническим заполнением.

Вторая разновидность — чередовать пение в разных голосах, меняя их через определённое количество тактов. Более сложный вариант — переставать играть ту линию, которую поёте.

Результат пения полифонических линий

Это уже полноценный навык, который мы теперь будем регулярно использовать в занятиях на гитаре. Теперь мы умеем:

  • разбирать полифоническую структуру произведения;
  • слушать каждый голос и понимать его роль в пьесе;
  • воспринимать и играть пьесу, как цельное осмысленное произведение;
  • строить музыкальные фразы и расставлять в них интонации и ударения;
  • брать дыхание на всю фразу и выдерживать её темп.

Обратите внимание, что это не упражнения, вроде гамм, которые играют для разминки в начале урока. Пение того, что играешь — это постоянный метод работы над каждым произведением. Понятно, что концертный вариант инструментальной пьесы звучит без вокального сопровождения, даже на кухне для своих. Но многие профессиональные гитаристы поют про себя и на важных выступлениях.

Я далеко не сразу начал петь таким способом во время занятий. Но это не потому, что я любитель и мне такой уровень не нужен. Просто у меня не было педагога по гитаре, который бы сразу научил меня такому подходу. А чтобы дойти до всего самому, требуется больше времени.

С удовольствием делюсь с вами этой методикой, чтобы вы сразу учились играть красиво.

7 — Что ещё поможет научиться красиво играть на гитаре

Не устаю повторять, что музыка — это рассказ в нотах. Ваша музыка навевает мысли, настроение. Вы рассказываете историю, которая не безразлична вашему слушателю. Она вызывает у него эмоции, ассоциации и отклик. Без всего этого мы играем не музыку, а набор звуков, который никому не интересен.

Интересным рассказчиком человека делает общее развитие, эмоциональное богатство, способность создать образ, раскрепощение тела. Читайте, рисуйте, танцуйте, занимайтесь спортом, слушайте хорошую музыку, ходите на концерты.

Даже не знаю, что первично. Гитара толкает человека развиваться дальше, или всё перечисленное приводит его к музыкальному инструменту. В любом случае эти вещи тесно связаны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *