Как резко повысить уровень игры на гитаре взрослому самоучке

Какова конечная цель тех, кто по своей воле начал сам серьёзно учиться играть на гитаре? Конечно же — выступление перед публикой, даже если в начале обучения они этого не осознают. Один из самых действенных способов резко повысить уровень мастерства игры на гитаре для любого новичка самоучки — начать давать небольшие домашние концерты. Пусть концерт будет даже в очень узком кругу семьи или друзей. Но, в конце концов, набор звуков становится музыкой, только когда у него появляются слушатели.

Как домашние концерты влияют на качество обучения гитариста

Гитарист, как любой другой человек, частенько простит самому себе не самые мелкие ошибки и недочёты. Однако совсем другое дело — круто «облажаться» и выставить себя не в лучшем свете на публике. Значит, ему придётся лучше подготовиться, серьёзнее отработать сложные места, внимательнее вслушаться в качество звука.

Таким образом, любому гитаристу самоучке будет очень полезно начинать как можно раньше делать небольшие концерты.

Для сравнения, как организован процесс в детских музыкальных школах. У детей есть педагог и составлен план занятий с учебным репертуаром. Минимум раз в несколько месяцев ученики организованно принимают участие в академкоцертах, к которым специально готовятся.

При этом всё происходит в окружении таких же учеников. То есть все играют примерно на одном уровне и делают схожие ошибки. Согласитесь, выступать в такой атмосфере гораздо спокойнее, чем делать всё в одиночку, не видя ориентиров.

Взрослые самоучки, понятно, не имеют таких возможностей. Во-первых, им крайне сложно самим составить программу обучения на гитаре и выбрать репертуар для выступлений. Во-вторых, они лишены окружения единомышленников примерно того же уровня, в среде которых проще оценить успехи. В-третьих, в ДМШ это же самое окружение во главе с педагогами играет и роль слушателей. То есть периодически организовать публику, которая ещё и в теме, не проблема. В то время как клуб фанатов взрослого гитариста самоучки обычно ограничен узким кругом его семьи. Подчас, даже более чем узким.

И всё же для начала нужно просто разобраться в природе выступлений на публике. Вы сами увидите, что самоучке на гитаре можно и нужно взять на вооружение этот приём.

Что заставляет делать досадные ошибки перед слушателями в, казалось бы, пройденных местах? Или сильно сбиваться там, где наедине с самим собой была едва заметная помарка? Причина всему — волнение. С ним и будем разбираться.

1 этап — самому гитаристу стать своим самым строгим слушателем

Не подумайте, что я сам себе противоречу. Чуть выше я действительно писал, что без слушателей гитарист простит себе многие огрехи. Получается, что если он сам себе станет слушателем, то это всё равно ничего не изменит.

Да, как единичный шаг это, скорее всего, не сработает. Но на то он и первый этап, что за ним есть и следующие. А решение проблемы, как известно, начинается с её осознания.

Не имея привычки и навыка слушать собственное исполнение, многие свои ошибки вы просто не заметите. И эта проблема — общий бич всех начинающих гитаристов. Особенно она касается тех, кто учится играть на гитаре без педагога.

Став своим первым строгим слушателем, вы выходите на порог нового уровня. Ведь одно дело, когда вы о своих ошибках вообще не знаете. И совсем другое дело, когда вы свои ошибки уже видите, но закрываете на них глаза.

В этот самый момент надо сделать важный шаг к мастерству. А именно — взять в привычку исправлять все известные вам ошибки без поблажек.

2 этап — выбрать репертуар для первого концерта на гитаре

Здесь легко совершить две наиболее частые ошибки. Первая — попытаться сразить слушателей широтой репертуара. Начинающие гитаристы, как правило, пытаются сыграть вообще всё, что успели разучить. Вместе с пьесами на суд публике идут буквально все упражнения, этюды и даже гаммы.

Безусловно, неискушённый в гитарной музыке узкий круг близких людей будет в умилении от количества произведений. В первый раз. Потом это превратится в пагубную практику, прежде всего, самообмана. Потому что нужно научиться различать упражнения на технику и пьесы, где с помощью целого набора технических навыков гитарист реализует музыкальные замыслы.

Другая ошибка — пытаться писануться перед слушателями крутизной. В том смысле, что вместо планомерных занятий потратить впустую время на произведение «не по зубам».

Впрочем, застраховаться от этой ошибки можно, старательно поработав на предыдущем этапе. Станьте самим себе главным слушателем. И вы быстро поймёте, как плохо звучит у вас то, к чему вы ещё совсем не готовы.

Правильным решением будет подобрать для концерта всего три подходящих вам по техническому уровню произведения. Желательно разных по характеру, темпу, музыкальному размеру и т.п.

Фишка в том, чтобы сыграть их:

  • без ошибок и даже помарок;
  • с хорошим качественным звуком;
  • со всеми динамическими оттенками и репризами.

Короче говоря, сыграть надо не много и псевдокруто, а в первую очередь красиво. То есть не набор звуков, а живую музыку. При этом разнообразие жанров усилит ощущение объёма проделанной вами работы и придаст интерес вашему выступлению.

Это самый верный путь через уши слушателя к его сердцу. Да и вы будете собой с перспективой научиться хорошо играть на гитаре. А не клоуном в плохом смысле слова с перспективой им и остаться.

3 этап — найти публику для первого домашнего концерта на гитаре

Возникает вопрос, где начинающему гитаристу найти слушателя. Самое простое решение — естественно, в узком кругу семьи и друзей.

И здесь надо уделить внимание очень важному моменту. Первые слушатели должны услышать только готовый вариант произведения в «концертном» исполнении.

Допустим, вы постоянно занимаетесь в присутствии своей второй половинки. Во-первых, за это время она устанет слушать ваши бесконечные повторы. Во-вторых, вы начнёте воспринимать её во время игры на гитаре как привычный предмет интерьера. В итоге и ей и вам будет всё равно до того, как звучит это произведение в её глазах. Точнее — в ушах. Учебный эффект, ради которого домашний концерт на гитаре в первую очередь и устраивался, будет потерян.

То есть вашей публикой должен стать тот, кто не слышал ваших усердных занятий. Для вас должно быть важно, как впервые прозвучит для слушателя то, над чем вы работали. Подход «и так сойдёт» не рассматривается в принципе.

Чтобы учесть этот фактор при подготовке к концерту, можно:

  • организовать репетицию концертных пьес, когда никого нет дома;
  • пригласить на концерт друзей не из узкого круга семьи;
  • заниматься на сайлент-гитаре, если есть такая возможность.

4 этап — поставить эмоции на службу своему мастерству гитариста

На этом шаге начинается самое интересное. Волнение всегда заставляет сбиваться там, где раньше этого не происходило. В местах, едва отработанных с натяжкой, вы собьётесь не скорее всего, а к бабке не ходи.

Перед нами стоит две задачи:

  • победить волнение;
  • заставить эмоции работать на нас.

Опытные педагоги в ДМШ во время «обкатки» концертных произведений прибегают к нехитрому приёму. Они просят детей из любого соседнего класса или даже родителей из коридора сыграть роль публики. Занимает это 5-10 минут, а эффект — колоссальный.

В общем, прежде всего нам надо создать волнительную атмосферу. А как это сделать, если мы ни перед кем не выступаем во время занятий?

Секрет очень прост — запишите себя на камеру. Причём самую, что ни на есть простую на телефоне. В данном случае важно не качество записи, звука и монтажа. Важен сам факт и процесс записи видео.

Удивительное явление. Даже если вы точно знаете, что это видео никто не увидит, оно заставит вас волноваться. Прямо в момент записи вы будете ощущать себя как перед толпой зрителей.

Ежедневные занятия перед камерой помогут довольно быстро выработать первичную устойчивость к волнению. Это означает, что ещё до появления живых слушателей вы научитесь концентрироваться собственно на исполнении музыки.

При этом не надо испытывать иллюзий, что это полностью избавит вас от волнения перед аудиторией. Потому что даже именитые гитаристы и любые другие настоящие артисты продолжают испытывать мандраж перед выступлением. Однако в присутствии слушателей вы уже не будете испытывать паники, которая сорвёт ваш первый концерт. Ведь репетируете-то вы без слушателей, а это совсем другая история. Именно этот переход и позволяет сгладить приём с занятиями перед видеокамерой.

5 этап — заранее выучить концертный репертуар наизусть

Очень серьёзная ошибка большинства начинающих гитаристов, кстати, не только самоучек, — выучить произведения строго к концерту. Естественно, речь идёт о тех, кто к этому приёму вообще прибегает. К сожалению, таким подходом грешат и многие педагоги по гитаре в частных музыкальных школах. Происходит это в результате понятных коммерческих причин, обсуждение которых выходит за рамки данной статьи. Поэтому просто отметим сей факт, не вдаваясь в дискуссию, дабы не отходить от основной темы.

Суть ошибки заключается в следующем. Играя не наизусть, начинающий гитарист занимает внимание основным каналом поступления информации в мозг. А именно — зрительным, потому что всё время смотрит в ноты. Слуху же, посредством которого и можно оценить красоту музыки, отводится второстепенная роль по остаточному принципу. В результате вместо красивой музыки получается механическое воспроизведение набора звуков.

Опережая возражения, что огромные оркестры играют прекрасную музыку именно по нотам, скажу. Во-первых, это не просто ноты, а партитуры для разных инструментов. Во-вторых, эти музыканты — профессионалы, которые умеют слушать и себя и своих коллег, глядя в ноты. Да и видеть не только ноты, но и дирижёра.

Как мы уже отмечали выше, любому начинающему гитаристу требуется время, чтобы научиться слушать самого себя.

Программу концерта надо не только выучить, но и «обкатать»

Волнение во время выступлений, особенно первых, многократно усиливает вероятность ошибки во всех «узких» местах. Играя на концерте только-только выученное наизусть произведение, вы гарантированно не сыграете его эмоционально. Так как ваши эмоции будут направлены не на красивое исполнение, а кипеть в другом месте. Поэтому хорошо, если вы просто сыграете, как бесчувственный робот. Но скорее всего вы ещё и неоднократно собьётесь.

Запомните простое правило: перед выставлением на концерт произведение должно быть хорошо «обкатано».

Чтобы сыграть на концерте красиво, нужно выучить нотный текст композиции минимум за месяц до события. И оставшийся месяц посвятить отработке всех динамических оттенков, устойчивого темпа, чистоте звука и т.п. Очень важно, что за это время вы ещё и надёжно заложите пьесу в мышечную память. Это значит, что волнение не собьёт вас там, где пальцы сами встанут в привычную позицию.

6 этап — правильные репетиции непосредственно перед концертом

Это этап, на который огромное влияние оказывает физиология. Многие неопытные музыканты, даже занимаясь с педагогом, попадают в ловушку «перед смертью не надышишься».

Чем вредны репетиции на гитаре до упора впритык к концерту

Сделаю небольшое лирическое отступление для большей наглядности. Как самоучка на гитаре, я собираю и изучаю информацию из всех доступных мне источников. В том числе я по возможности регулярно посещаю открытые концерты в детских музыкальных школах. И так же регулярно раз за разом вижу там одну и ту же картину. Ученики группы струнно-щипковых инструментов пытаются доучить произведение прямо в зале, мешая слушателям и выступающим.

Этому способствует само строение инструментов типа гитары, домры или балалайки. Дело в том, что взять с собой в зал рояль невозможно просто из-за его размеров. Баян, а тем более скрипка или труба легко помещаются в руках. Но на них невозможно сыграть беззвучно. Гитара же позволяет в полной тишине зажимать струны левой рукой и беззвучно перебирать их правой.

Этим и пользуются дети, панически пытаясь ещё и ещё повторить все сложные места до последнего. Дальше всё идёт по одному сценарию. Без специальной подготовки очень трудно слышать ушами одну мелодию, а пальцами играть другую. Поэтому дети начинают рефлекторно играть громче поперёк тому, что в это время звучит со сцены.

Понимая, что это плохо, они начинают торопиться и играть быстрее, чем надо. В итоге к неготовым пьесам добавляются взвинченные нервы и загнанный темп. То есть вместо нескольких помарок получается полностью сорванное выступление.

Кстати, это ещё одна причина, почему пьесу нужно выучить наизусть задолго до концерта. Таким образом вы избавитесь от панических попыток доучить все сложные пассажи в последний момент.

Голова и мышцы гитариста должны отдохнуть перед концертом

Я намеренно привёл яркие иллюстрации крайних случаев с явно выраженным неправильным поведением и плачевными результатами. Целью этого отступления было показать вред репетиций до упора впритык к концерту. Потому что большинство начинающих музыкантов совершают эту же ошибку не столь очевидным образом. Однако результат от этого не становится менее печальным.

В представлении новичка, если между выступлением и последней репетицией есть несколько часов, то этого достаточно. Например, можно плотно порепетировать утром, а в обед дать сам концерт. Но это не так, потому что и мышцам и голове нужен более существенный отдых.

Можно прямо перед концертом минут десять погонять гаммы и этюды. Но цель этого занятия — разогреть и привести в тонус пальцы, а вовсе не финальная репетиция.

Как волнение влияет на темп игры на гитаре во время концерта

Другой подводный камень репетиций впритык — действие адреналина. Он сыграет злую шутку с вашими мышцами, даже если вы очень хорошо контролируете эмоции.

Суть процесса в том, что в мышечной памяти откладывается темп исполнения пьес на последней репетиции. Чем меньше перерыв перед концертом, тем лучше мышцы помнят темп. А адреналин дополнительно бодрит их на концерте. Тем самым он незаметно заставляет музыканта играть на ступеньку быстрее привычного темпа.

Если неопытный начинающий гитарист репетировал прямо перед концертом в рабочем темпе — итог предсказуем. Во время выступления он будет играть быстрее, чем позволяет его технический уровень. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы этого избежать, нужно взять в привычку два правила:

  • последняя серьёзная репетиция — не позднее, чем за сутки до концерта;
  • темп игры на последней репетиции — на ступень медленнее рабочего.

Как не «лажать» на гитаре во время выступления на концерте

А точнее, как «лажать» на гитаре красиво. Потому что играть без единой ошибки на концертах, особенно первых, у вас не получится.

В реальности далеко не все слушатели — искушённые ценители музыки. Большинство из них впечатляет общее настроение, созданное музыкантом. И лишь единицы тонко чувствуют во всех нюансах, плохо или хорошо вы играете.

Это не значит, что можно снизить требования к себе, потому что «и так схавают». При таком подходе время вашей жизни, потраченное на занятия гитарой, будет просто выброшено на ветер. Но это точно можно использовать, чтобы скрыть неизбежные нечаянные помарки, которые заметит только профессионал.

Первое правило, которое нужно вбить в голову — не акцентировать внимание на ошибке во время концерта. Именно вбить, потому что это не так легко сделать, как кажется на первый взгляд.

Как неопытные гитаристы раздувают безобидные ошибки на концерте

Трудный пассаж на гитаре нужно много раз повторять, пока не выйдет сыграть его без ошибок. А в идеале — пока не получится сыграть без единой помарки десять раз подряд. Но только во время работы над пьесой, а не перед публикой. Как раз на концерте ошибку нужно проскочить и, не останавливаясь, красиво играть дальше.

Есть две причины, почему неопытный гитарист, споткнувшись, снова и снова пытается сыграть сбойное место правильно. Первая — просто выработанная на занятиях стойкая привычка повторять, пока не сыграешь без ошибок.

Вторая причина — это гордыня и желание показать, что ты крут и всё равно победишь. К сожалению далеко не все гитаристы понимают, что эффект выходит обратный. Помарка, которую большая часть публики просто не заметила бы, превращается в «лажу», которую запомнили все.

О том, что перед слушателями так делать не следует, нужно где-то или от кого-то узнать. Если вы дошли до понимания этого вопроса, да ещё готовитесь к концерту, поздравляю. Значит, вы действительно учитесь играть на гитаре серьёзно и правильно.

Почему и как надо «проскакивать» ошибку во время концерта

По своей природе человек гораздо больше восприимчив к ритму, чем к чистоте звука. Никто не обратит внимания на фальшивую ноту, если музыка не обрывалась, не сбивалась с ритма. Особенно если музыкант при этом излучал уверенность, эмоции и артистизм. А вот перебои в ритме и рваные музыкальные фразы точно не пройдут бесследно.

Упомянутые выше уверенность, эмоции и артистизм — это не пустые общие слова. С темой ошибок на концерте они имеют самую прямую связь. Не в том смысле, что надо загадочно улыбаться и сильно раскачиваться в такт музыке. Суть в том, что надо уметь скрыть ошибку от тех, кто её не заметил.

Неопытного музыканта выдаёт с головой, прежде всего, его мимика. Он жмурится, шевелит бровями, кривится и как бы оправдывается, пристально глядя на публику. Его эмоции при этом переключаются с музыки на волнение.

Опытный гитарист умеет сохранить артистичное лицо, на котором отражены только эмоции по теме текущей пьесы. Уверенное следование нужному ритму и темпу не даёт увидеть ошибку тем, кто её не услышал.

Какую пользу вы получите от первых же домашних концертов на гитаре

В заключение я расскажу о «ништяках», которые дали мне, как самоучке на гитаре, домашние концерты.

Удовольствие и радость от самих концертов с гитарой для близких

Чего говорить, они заставили меня поволноваться, и не всё прошло гладко. Но тот факт, что это узкий круг близких людей, скорее поддерживал, чем топил. Всем было интересно узнать меня с новой стороны. Мне, в свою очередь, понравилось это новую сторону себя открыть и показать.

Кроме прочего ещё и музыка была красивой. А зрители не бежали в гардероб вперёд толпы, когда я ещё доигрывал последние ноты. Потому что у нас появилась ещё одна интересная тема для разговора. Нам всем было любопытно обсудить в подробностях моё новое увлечение.

Осмысленный подход к выбору учебного репертуара для гитары

Безусловно, концерт «для своих» можно сделать спонтанно по мере готовности. Но если мы говорим об учебном эффекте от домашних концертов, то их нужно планировать. А любой план означает сроки. То есть я уже не могу взять любую сложную пьесу и учить её бесконечно.

Пьесы для нового концерта должны быть сложнее и интереснее предыдущих. Но разучить их мне надо к определённой дате. А значит, они должны быть мне по силам. Вот и рамки, зная которые, подбирать учебный репертуар самому становится сильно легче.

Оценка прогресса обучения на гитаре стала более понятной

Всё время держа в голове сроки и планы домашних концертов, я могу точно сказать:

  • когда и какие пьесы я разучил;
  • сколько произведений в моём репертуаре;
  • как долго я учил каждую пьесу;
  • чего и сколько ещё осталось выучить.

На смену волнению пришли уверенность и кайф занятий на гитаре

И это, пожалуй, самый важный бонус от домашних концертов на гитаре. Я знаю, что и как надо отрабатывать, чтобы сыграть красиво и без ошибок.

Раньше, подходя к трудному пассажу, я боялся, что обязательно собьюсь. И так оно и случалось. Теперь же я жду не дождусь, когда поражу всех красивой сложной музыкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *