Как высота струн влияет на звук гитары и качество обучения

Диван можно сделать одновременно и удобным и красивым. А самое главное, учиться лежать на нем не надо. С гитарой приходится напрягаться.

Чем выше струны над грифом гитары, тем сложнее играть, но правильнее учиться. На низко натянутых струнах играть проще. Однако и репертуар сильно ограничен тем, что не требует мастерства игры на высоких струнах.

Регулируем высоту струн на гитаре правильно

Безусловно, высота струн имеет свои границы, выше и ниже которых играть просто невозможно. Вблизи верхней границы играть, конечно, сложнее. Зато начинать обучение на низких струнах не только проще, но и вреднее для конечного результата. Это своеобразная закладка мины замедленного действия под всё дальнейшее обучение игре на гитаре.

Высота струн на гитаре — это не панацея. Только отрегулировав её, вы не откроете перед собой все стили и направления гитарной музыки. Это средство достижения художественных замыслов, которым надо пользоваться как любым другим инструментом исключительно по назначению. Вы же гвозди микроскопом не забиваете, даже если очень нужно?

Оптимальная высота струн для начинающих гитаристов

  • Нельзя взять инструмент в руки и сразу начать играть. Для этого нужно усердно учиться.
  • Гитара часто требует поиска компромиссов между удобно и красиво.

Для каждого случая высоту струн надо подбирать так, чтобы не было неоправданных усилий при игре. Но помнить, что если усилий не было вообще, то и результат учёбы никому не интересен.

К сожалению, далеко не все гитаристы, особенно начинающие, понимают тонкую грань. Так что часто удобство извлечения звука уже идёт в ущерб его красоте.

Надо ли регулировать высоту струн на готовой гитаре в магазине

Это непонимание всё чаще эксплуатируют продавцы гитар, гитарные мастера и просто доброхоты советчики. Если первые и вторые имеют с этого гешефт, то третьи просто зарабатывают авторитет. Когда в качестве УТП продавец рекламирует бесплатную регулировку высоты струн индивидуально под вас, стоит задуматься. Не обязательно сразу отказываться, однако нужно точно знать, что и для чего делается.

Регулировка высоты струн в магазине
Регулировка высоты струн в магазине

Велика вероятность, что вам не просто предложат сделать удобно. Для верности вас ещё могут напугать деньгами на ветер. В том смысле, что вы обязательно забросите занятия на неудобной гитаре. Зачем им вопросы про другой магазин, где регулировку высоты струн не делают, а гитара дешевле. Это ведь не потому, что «бесплатная» услуга просто включена в стоимость гитары.

Допустим, состоявшийся гитарист, забирая мастеровую гитару, изготовленную на заказ, делает окончательную подгонку высоты струн. Он даёт мастеру указания, чётко понимая, как и под какие творческие замыслы это требуется. То есть это не то же самое, что и регулировка для ничего не понимающего новичка. К тому же сделанная на усмотрение мастера в розничном магазине. Когда и если начинающий гитарист поймёт, что вот это и было деньги, а главное время на ветер, магазин уже давно будет «в домике».

Прежде, чем что бы то ни было регулировать прямо в магазине, обязательно узнайте условия гарантии. То есть сможете ли вы также бесплатно отрегулировать высоту струн повторно, с учётом опыта занятий?

Зачем я так сгущаю краски? Затем, что хочу максимально доходчиво объяснить то, до чего мне, как самоучке, пришлось доходить самому. Музыка — это, прежде всего, красивый звук. Поэтому любые действия с гитарой должны быть, как минимум, не в ущерб качеству звука. Пока что-то сложно, но правильно и возможно — работайте над техникой. Только когда выжмите всё из себя, можете пилить порожки.

Высота струн над грифом акустической гитары

Стандартная высота металлических струн на акустической гитаре лежит в следующих диапазонах.

Над первым ладом:

  • первая струна: 0,1 — 0,3 мм;
  • шестая струна: 0,5 — 1 мм.

Над двенадцатым ладом:

  • первая струна 1,5 — 2 мм;
  • шестая струна 1,8 — 3,5 мм.

Менее громкий и быстро затухающий звук был одной из причин, почему классическая гитара в конце 19 века уступила свою концертную популярность роялю. Обратно на сцену у неё было два пути. Один — попасть в руки гениальному Сеговии, но так повезло лишь единицам. Другой — начать звучать гораздо громче, но сохранив многоголосие. К сожалению, до появления усилителей для классики это было не сочетаемое сочетание.

Так появились крупные акустические гитары со стальными струнами, типа дредноут или джамбо. Они конструктивно предназначены в первую очередь для исполнения громкого аккордового аккомпанемента. Многоголосие же создавалось ансамблем других инструментов. Ради этого пришлось пожертвовать богатством оттенков звука. Но взамен случилось рождение новых музыкальных направлений, сохранивших гитару, как таковую.

Гитара на сцене
Гитара на сцене

Классическая гитара со всеми своими оттенками просто не могла позволить себе подобную игру в ансамбле. Её тихое звучание утонуло бы в рёве других инструментов. Единственным ансамблем для неё могла быть только такая же классическая гитара.

Стальные струны вестерна натянуты так сильно, что даже при мощной атаке не дребезжат о лады. А вот в пальцы врезаются ощутимо. Поэтому их можно натянуть действительно низко. И по самой нижней границе, если играть на гитаре не медиатором или боем, а пальцевым стилем. В этом случае желательно ещё и тщательно отшлифовать лады, чтобы максимально убрать дребезг. Побочные эффекты в виде паразитных шумов и потери громкости в некоторых техниках, конечно, возникнут. Тем не менее, их влияние на общую картину звука не так критично, чтобы жертвовать удобством.

Кроме того металлические струны не так чувствительны к изменению способов звукоизвлечения. Поэтому не так важно, под каким углом струну прижимает палец левой руки. А также, с какой стороны ногтя струна срывается с пальца правой руки. Если это вообще не медиатор или коготь, а струны не глушатся ребром ладони.

В причинах появления дребезга калибр стальных струн не играет столь же значимой роли, как степень натяжения нейлоновых. Зато сам материал струн гораздо легче перетянуть, сбив тем самым строй гитары. А подушечки пальцев гораздо острее и болезненнее чувствуют высоко натянутую сталь. Поэтому разброс значений высоты металлических струн между нижней и верхней границами не столь велик, как для нейлоновых струн. Да и сами пороговые значения заметно отличаются.

Высота струн над грифом классической гитары

Строго говоря, классическая гитара тоже относится к акустическим. Но в просторечии классику от акустики отличают по типу струн, синтетика или сталь. Так что для простоты останемся в рамках привычной классификации.

Стандартная высота нейлоновых струн на классической гитаре лежит в следующих диапазонах.

Над первым ладом:

  • первая струна: 0,3 — 0,5 мм;
  • шестая струна: 0,8 — 1 мм.

Над двенадцатым ладом:

  • первая струна 2 — 4 мм;
  • шестая струна 3,5 — 5 мм.

Нейлоновые струны имеют значительно больший диапазон оттенков звука. Соответственно, и к техническим огрехам звукоизвлечения они гораздо более чувствительны. Большее, чем на дредноутах расстояние между струнами у головки грифа необходимо для классической пальцевой техники игры. На которой, кстати, базируется и классический фингерстайл, если можно так выразиться.

Что если классический гитарист изначально не приучен прижимать струну фалангой строго перпендикулярно грифу? По мере усложнения пьес он не сможет играть их чисто. То есть встанет перед выбором, остаться на уровне простого учебного репертуара или переучиваться. Последнее, естественно, сложнее. Потому что нарабатывать навык с нуля и ломать уже закреплённый навык — это разные вещи.

При наклонном прижатии возникают следующие огрехи.

  • Недожим струны мягкой частью подушечки пальца. На этой струне получается тусклый звук, переходящий в дребезг.
  • Соседняя струна ниже полностью глушится об эту же подушечку, либо начинает неприятно звенеть о неё.

В громком гармоническом аккомпанементе на стальных струнах это практически незаметно. В репертуаре же классической гитары выпадение отдельных нот из мелодий носит критический характер.

Отсутствие усилий на низко натянутой струне ведёт к небрежному выбору места прижатия её к ладу. Можно поставить фалангу и между ладами и даже ближе к предыдущему ладу. В простых учебных пьесах качество звука не сильно пострадает. По мере усложнения репертуара и расширения диапазона позиций проблемы не заставят себя ждать. Непременно появится звон, дребезг и невнятный звук.

Две гитары с разной высотой струн

На собственном опыте самоучки мне посчастливилось столкнуться с этими явлениями, можно сказать, вовремя и удачно. Для занятий я купил классическую гитару, струны на которой были выставлены ближе к нижней границе. Через несколько месяцев знакомые отдали мне ещё одну классику с отвалившимся от старости грифом.

Выбросить жалко, а особо вкладываться в её полную реставрацию смысла не было. Хоть и чешская Cremona, но всё-таки сорокалетняя фанера. Звук не фонтан, но строй держит отлично. Самое то для походного варианта. Поэтому с мастером условились приклеить гриф ровно, но без доводок. То есть никаких шлифовок, тем более замены потёртых ладов. Высота струн вышла как раз по верхней границе.

Разумеется, я опробовал на ней тот скудный ещё репертуар, который успел разучить за эти месяцы. Разница между небом и землёй почувствовалась сразу же. Поскольку я учусь играть на гитаре серьёзно, то подобные моменты копаю до полной ясности. Именно это и позволило мне разобраться в вопросе вовремя. И не затянуть обучение на низких струнах до момента, когда придётся серьёзно переучиваться. На основной гитаре струны пришлось немного поднять, в результате чего поднялось и качество обучения.

Хочу дать вам совет на этом примере. Ставить без опыта эксперименты с высотой струн на одной гитаре довольно муторно. Если можете, найдите вторую гитару на время и поиграйте на двух по очереди.

Высота и сила натяжения нейлоновых струн

Регулируя высоту струн на классической гитаре, необходимо учитывать ещё один нюанс. А именно — натяжение синтетических струн: слабое, нормальное и сильное. Чем с большей высоты прижата струна к ладу, тем сильнее она натянута. Проще говоря, аккорд, идеально выстроенный на струнах со слабым натяжением, может поплыть, если на этой же самой гитаре установить струны с сильным натяжением. Кроме того, прижимать с самого верха струны сильного натяжения гораздо тяжелее даже в первых позициях. В то время как струны слабого натяжения на нижней границе непременно начнут дребезжать. Даже при нормальной громкости исполнения, не говоря уже про фортиссимо.

Короче говоря, начиная обучение на классике, желательно определиться ещё и с типом струн. А потом уже с высотой их установки. Если у вас есть желание, время и деньги на постоянные эксперименты, проделайте их. Однако, для начала лучше найти некий средний вариант и сэкономленное время потратить на усердные занятия.

Бюджетная классическая гитара для начала занятий

Корпуса самых популярных гитар для новичков, как ни крути, это пропитанная лаком фанера. Такие бюджетные модели есть у Hohner, Yamaha, Valensia, Parkwood и ряда других фирм. Раскачать фанерную деку до приемлемого звука струнами лёгкого натяжения не получится.

Кстати, я опробовал струны сильного натяжения на фанерной Кремоне. Звук, и правда, стал получше. Однако возникла другая проблема. Прижимать такие струны с высоким верхним порожком тяжело даже на первом ладу. То есть дребезг снова появляется, но уже по причине недожима струн, а не их низкого положения.

В этом случае есть смысл немного опустить струны, но только на верхнем порожке. Пока вы играете пьесы не дальше 3 позиции, точить нижний порожек лучше только по веской причине.

Высота струн для фингерстайла

Здесь нужно сказать, что фингерстайл — это именно пальцевый стиль игры. То есть целое направление разных течений, а вовсе не какая-то единая техника.

Например, стиль «бум-чик» Чета Эткинса и Томми Эммануэля. Он сочетает мелодию, бас и гармонию, как и репертуар классической гитары. Разница видна в строении линий, технике правой руки и вкраплении ритмической перкуссии. Но весь звук рождается в струнах. И запросто может быть сыгран на голой акустике. Поэтому высота струн должна быть удобной, но не в ущерб звуку.

Jon Gomm
Jon Gomm

Совсем другой случай — потёртая гитара и три кабеля на выход. New Age, Джон Гомм, перкуссионный фингерстайл. Фишка в самом шоу, один человек с гитарой имитирует ансамбль. Акустический корпус перестал играть роль резонатора для струн. Теперь это имитатор ударной установки с заглушкой на отверстии и кучей датчиков. Для струн есть магнитный звукосниматель. То есть сигнал идёт только с колебания струны, отсекая всю акустику. Кто не понял — прижать струну можно как угодно, никакого дребезга не будет. Задача — сделать имитацию каждого инструмента как можно легче. Но и впечатляет такая музыка только вместе с картинкой. Слушать аудио в плеере, по мне, так лучше настоящий ансамбль, а не имитацию.

Однако это уже тема не для новичков.

Аудитория гитариста

Где и как играет гитарист, имеет не последнее значение при регулировке высоты струн. Допустим, профессионал выступает с чисто акустической музыкой в большом зале. Понятно, что ему нужно извлекать не просто громкий, а, так называемый, плотный звук. Это требует значительно большей высоты и одновременно степени натяжения струн, чем игра новичка самому себе в маленькой комнате.

Использование в этих же условиях звукоснимателей, микрофонов и усилителей снижает требования к плотности звука.

Как и чем регулировать высоту струн на гитаре самому

Для начала убедитесь, что у вас не просто чешутся руки, а это, в самом деле, надо. И приурочьте регулировку высоты струн на гитаре к их смене. Потому что свежие струны ведут себя иначе. Обязательно позаботьтесь хотя бы о минимальном наборе инструментов.

Инструменты для регулировки гитары
Инструменты для регулировки гитары

Вам понадобятся специальные измерители или толщиномеры. В крайнем случае — обычные стальные линейки, но не деревянные школьные. Шкала линейки должна начинаться с нулевой отметки прямо на краю без отступов.

Как измерить высоту струн на гитаре стальной линейкой
Как измерить высоту струн на гитаре стальной линейкой

Также можно использовать предметы, стандартная толщина которых известна и не меняется. Скажем, монеты, которые можно подложить между струной и ладами. К примеру, толщина двухрублёвой монеты составляет два миллиметра. А монета достоинством один рубль имеет толщину полтора миллиметра.

Как измерить высоту струн на гитаре монетой
Как измерить высоту струн на гитаре монетой

Хорошо, если верхний порожек съёмный (не бывает на классике). Тогда его можно сточить снизу. Но как правило, надо пилить пазы для струн. Не делайте этого чем попало. Пропил должен быть точно под толщину струны. То есть нужны специальные пилки или надфили. В противном случае струны начнут съезжать в распиленных пазах.

Как опустить струны на верхнем порожке гитары
Как опустить струны на верхнем порожке гитары

Повторю, не трогайте нижний порожек без веских причин, если не играете дальше 3 позиции. Сточить его снизу можно наждачкой или напильником. Кость точится сложнее, так что имейте терпение. А вот с пластиком очень легко проточить лишку. Придётся искать подкладку или новый порожек.

Как опустить нижний порожек гитары
Как опустить нижний порожек гитары

Ну, если уж и лады решили шлифануть, то тут никак без шлифовальных брусков и защиты для накладки грифа.

До того, как регулировать высоту струн на гитаре самостоятельно, хорошенько посчитайте расходы и риск. Может, лучше к мастеру?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *