Заниматься на гитаре надо в медленном темпе

Почему новички боятся ехать быстро, впервые сев за руль, но торопятся, взяв в руки гитару? Потому что на гитаре нельзя разбиться.

Начинающий гитарист уверен, что быстро — это ускоренное медленно. Настоящий прогресс начинается только с пониманием, что это двигательный процесс иного свойства.

Почему так и тянет заниматься на гитаре в быстром темпе

Причин, по которым заниматься на гитаре в медленном темпе просто невыносимо, сразу несколько. Во-первых, по мнению начинающего гитариста, особенно самоучки, быстро — это круто. В отсутствие представления о технике игры, качестве звука и педагога, способного объяснить, происходит подмена понятий. Любой новичок стремится почувствовать причастность к новому для него миру. Играя быстро, ошибочно полагая, что так делают профи, он уже чувствует себя частичкой этого мира.

Во-вторых, нетерпение, так как очень хочется научиться играть на гитаре побыстрее. А главное, когда даже не подозреваешь о всех деталях, кажется, что путь действительно короткий. Вышел налегке и — бегом, ещё не зная, что придётся вернуться за тяжёлым рюкзаком.

Третья причина, как и предыдущая, опять же кроется в непонимании того, на что обращать внимание. Когда играешь произведение, не замечая ошибок, кажется, что играешь правильно. Тогда зачем играть его медленно? Это ведь скучно и бессмысленно. Если играть медленно, чтобы просто играть медленно, а не для исправления ошибок, так и есть. И этот важный момент мы рассмотрим подробно чуть ниже.

И четвёртая причина самая неожиданная — это защитная реакция мозга. Что вы чувствуете, когда при вас малыш рассказывает стишок Деду Морозу, долго вспоминая слова? Или когда общаетесь с человеком, страдающим сильной формой заикания? Наконец, когда вы слышите, как другой музыкант пытается сыграть известную мелодию и всё время сбивается? Ваш мозг уже давно знает и требует окончание фразы, но не слышит её. Поэтому вас просто распирает подсказать, договорить, закончить.

Ровно то же самое происходит во время обучения игре на гитаре. Простой пример: гитарист быстро играет аккорд, потом пауза, пока он переставляет пальцы на следующий аккорд. Снова аккорд, снова пауза, и так до конца произведения. Его мозг испытывает сильный дискомфорт от незавершённых действий и инстинктивно пытается достроить музыкальные фразы.

Самообман на пути наименьшего сопротивления

Другая разновидность «дырявой» игры связана с разнобоем в действиях рук и неправильной работой пальцев. Каждый звук выходит некрасиво отрывистым, хотя гигантских пауз при этом гитарист может и не делать.

Мысли его полностью поглощены попаданием в ноты. Поэтому он не замечает в своём исполнении тех дыр, которые вполне возможно слышит у других. Но все эти паузы и отрывистые звуки прекрасно воспринимает подсознание, которое они раздражают. В результате мозг идёт по пути наименьшего сопротивления.

Помните поговорку: чем выше скорость, тем меньше ямы? Она в полной мере относится к подобным случаям с гитарой. Мозг заставляет хозяина играть быстрее, чтобы сократить промежутки между звуками за счёт увеличения общей скорости. Проблема в том, что это лишь самообман.

Далее мы подробно рассмотрим причины, следствия, заблуждения и решения во всех деталях.

Быстро — это не ускоренное медленно

Я немало размышлял, в каком логическом порядке изложить разделы этой статьи, и остановился на следующем. Сначала уделим внимание качественной разнице между быстрой и медленной игрой во время занятий на гитаре. Разобравшись в природе явления, мы сможем двигаться дальше гораздо продуктивнее.

Обратимся к аналогии с обучением вождению автомобиля. Когда новичок впервые сам едет по дороге, он буквально проговаривает всё увиденное и принимаемые решения. Он буквально чувствует, как его мысли очень долго спускаются от глаз к конечностям. Очевидно, что с такой скоростью мышления просто невозможно ехать быстро.

Что же происходит во время двадцатого выезда на ту же самую дорогу? Мозг уже автоматически обрабатывает знаки, дорожную разметку, сигналы светофоров и представление о поведении машины. То есть начинает управлять двигательной активностью другими способами. Иначе водитель продолжал бы проговаривать каждое своё действие, но в десять раз быстрее. Обратите внимание, что, даже снижая скорость, водитель всё равно не возвращается к проговариванию. Это и есть переход к двигательным процессам иного свойства при выполнении тех же операций.

Вернёмся к гитаре, с которой, как мы помним, упасть нельзя, а значит можно репетировать быстро. Играя в несколько раз быстрее, чем можешь мыслить, неизбежно начинаешь делать некрасивые паузы. И это только потому, что не успеваешь попадать в ноты. Ни о каких оттенках, динамике и качестве звука речи даже не идёт.

Медленно играть и медленно заниматься

Между этими понятиями такая же разница, как между слышать и слушать. Начинающему гитаристу, независимо от возраста, можно кол на голове тесать, чтобы он снизил темп. Через три такта он снова начнёт играть быстро, потому что для него это пустое действие. Оно не наполнено абсолютно ничем, кроме скуки.

Игра медленно сама по себе не даст результата, пока образовавшийся запас времени не наполнен содержанием. Дополнительное время необходимо для того, чтобы успевать думать над тем, что и как играть.

И тут мы возвращаемся к теме, проходящей красной линией через весь мой блог. Музыка, которую гитарист разучивает, должна иметь для него определённое значение. В противном случае очередная пьеса остаётся просто воспроизведённым с бумаги набором значков. Причём и для исполнителя и для слушателя.

Чтобы наполнить занятие содержимым, нужно научиться внимательно слушать каждую ноту и добиваться качественного звука. Поняв и возведя это в привычку, вы никогда не заскучаете, разучивая произведение медленно и ровно.

Наполняем занятие на гитаре особенным смыслом

На мой взгляд, тема была раскрыта ещё в детском мультике 1958 года «Первая скрипка». Давайте вспомним эволюцию начинающего музыканта. Кузнечик уверен, что всё получится само собой, и поначалу, получив задание, легко берётся за занятие.

Сегодня ты усвоить должен ноты.
Трудись и не бросай работы
Покуда тень от этого куста
Не добежит до твоего хвоста.

Педагог показал красоту музыки, но почему-то не донёс её значимость до новичка. И урок и ноты — это в буквальном смысле пустой звук для ученика. Ему не терпится закончить — и вот оно наше главное слово — побыстрее.

Так пропиликаешь, пожалуй, целый день.
Совсем заснула эта тень.

В результате ученик прибегает, как мы и обсуждали выше, к самообману.

Урок окончен, наконец.
Тень добежала до хвоста.
Ты вновь свободен, удалец.
И совесть у тебя чиста.

Обратите внимание, что начинающий музыкант радуется свободе от занятия, которым сам только что горел. Вспомните чуть ранее:

— Ой, как красиво, папочка!
— Да что ты? Учиться будешь?
— Да!
— Сегодня ты усвоить должен ноты.

По ходу дальнейшего действия ученик уже на собственном опыте приходит к пониманию важности мелких деталей. Для более отчётливой демонстрации проделанного героем пути авторы мультфильма даже прибегают к контрасту. Кузнечик встречает светлячка, который, как и он сам вначале, не понимает красоты нудятины.

— Хм, зеваешь…
— Извини. Но тянет на зевоту невольно при такой игре.
Ты что играешь?
— Я играю ноту. Простую ноту под названием «Ре».

И вот та кульминация, которая поставит вас на голову выше любого самоучки самим фактом понимания.

Но я играю правильно, без фальши.
И правильно держу в руке смычок.
И скоро я дойду до «Ми», до «Фа», до «Соль» и дальше.
И ты тогда зевать не будешь, Светлячок.

Торопись медленно

На что же именно нужно обращать пристальное внимание начинающему гитаристу, играя в медленном темпе? На мой взгляд, бич всех новичков, особенно самоучек — это дребезг струн и заглохшие ноты. И то и другое происходит из-за неправильного прижатия струн. Либо не с тем усилием и не в том месте, либо не той частью пальца. Это как говорить с кашей во рту, часть звуков некрасиво искажена, а часть вообще пропала.

Что же мы получаем, просто начав следить за этим моментом? Не больше, не меньше, правильную постановку левой руки. Следя за качеством звука, вы неизбежно придёте к правильному положению левой кисти и каждого пальца. Потому что не из какого другого положения получить красивый звук просто не получится.

В ходе самостоятельных занятий я сам для себя открыл вот такой метод от противного. Можно пытаться держать в уме кучу правил, как сидеть, как держать, как дёргать струны. И всё равно играть некрасиво, потому что в голове не осталось места для главного. А можно наоборот, стараться играть красиво каждый звук, и все решения улягутся в голове сами.

Следующая поголовная проблема, уже упомянутая выше, отрывистое звучание из-за рассинхрона рук и неправильных движений пальцев. Пряча паузы за быстрой игрой, вы не устраняете саму причину. Со временем переучиться станет крайне сложно, так как неправильный навык будет намертво впитан моторной памятью.

Дырок между звуками нет только тогда, когда они звучат слитно именно при медленном исполнении. Следя за слитностью звука, вы будете вынуждены добиться синхронной работы рук и правильных движений пальцев.

Быстрый прогресс обучения игре на гитаре

При таком глубоком понимании деталей вам просто некогда будет скучать. И правильный темп разучивания произведений, в котором вы успеваете следить за всем, установится сам собой. В результате резко возрастёт степень вашей вовлечённости в занятия. Что в свою очередь обязательно приведёт к ощутимому прогрессу обучения игре на гитаре.

Постоянно решая мелкие задачи, я начал делать микрооткрытия о том, как рождается красивая гитарная музыка. А потом выделил в дневнике занятий целый раздел, куда пишу открытия, просто посыпавшиеся на меня. Именно этими мыслями и решениями я и делюсь с вами в своём блоге.

Создаём образ произведения

Детали деталями, но конечная цель — сыграть готовое произведение полностью и в правильном темпе. Именно медленный разбор и отработка ведут нас к решению этой задачи до самого конца.

Когда вы рассказываете историю, обратите внимание, как у вас в голове заранее выстраиваются последующие мысли. Уже в начале рассказа вы представляете себе весь его образ. Этого же надо добиться и с музыкальным произведением.

Качественный разбор произведения начинается с выделения отдельных деталей, которые потом нужно сложить в определённом порядке. Чтобы сыграть пьесу без запинок, недостаточно просто выучить каждую ноту. Нужно составить из них музыкальные фразы, которые в свою очередь объединить в связное музыкальное повествование.

Доигрывая один пассаж, уже нужно думать о следующем. Бесшовные связки между музыкальными фразами и отдельными тактами — это ещё одно поле для медленной отработки. Здесь также требуется время, чтобы успевать думать наперёд. Зато в финале работы над пьесой вы обязательно обнаружите, что пальцы сами перескакивают куда надо.

Как и когда ускорять темп до нужного

Разумеется, после того, как разучен нотный текст произведения и кропотливо отработаны все нюансы и связки. Ни в коем случае не пытайтесь резко перейти с медленного темпа на задуманный быстрый. Повышение темпа должно происходить постепенно с многократными повторениями всей пьесы.

Кстати, имейте ввиду один секрет, «подслушанный» мной на открытых уроках у опытных педагогов. Если вы устраиваете концерты, пусть даже для узкого круга родных и друзей, репетируйте чуть медленнее.

Дело в том, что адреналин имеет коварное свойство делать надбавку на темп, который отрепетирован последним. Отработав накануне пьесу в рабочем темпе, на концерте вы начнёте играть быстрее, чем можете. Поэтому последний раз на репетиции играйте чуть-чуть медленнее задуманного.

Приятный бонус на сладкое

В заключении хочу рассказать ещё про один полезный побочный эффект от занятий в медленном темпе. Поначалу играть медленно очень сложно и всё время хочется сорваться на более быстрый темп. Наградой за выдержку будет стойкий навык держать в принципе ровный темп и ритм. Далеко не каждый гитарист, а тем более самоучка, может этим похвастать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *